РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Сексуальное насилие над детьми: вопросы и ответы

Рекомендации педагогам в работе с тревожными детьми

1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. Например: “Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”.  Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.

5. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

6. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

7. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его сверстников.

8. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

10. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

свернуть

Как сплотить классный коллектив

Рекомендации психолога классному руководителю.

От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.

Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы – означает «чувствовать свою важность и значимость». Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью».

Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, мы предлагаем следующие рекомендации:

* Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.

* Проведите совместно со школьным психологом в вашем классе тестирование, например, социометрию, для того, чтобы выявить явных лидеров, скрытых лидеров и негативных лидеров ученического коллектива.

* Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.

* Во время совместных мероприятий организуйте игры (о них можно узнать у школьного психолога или социального педагога). Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.

* На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.

* Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

* Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся. Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.

* Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.

* Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать следующие приемы:

Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

  • Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?
  • Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
  • Какие традиции есть в нашем классе?
  • Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.
  • Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

Ввести традицию обратной связи.

  • В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу.
  • Создать «ящик пожеланий».
  1. Участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса

Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько ни реалистичны.

  1. Создание правил класса.

Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционируем группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил класса.

  1. Создание «Дневника класса»

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать, что-то о себе. Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника.

ДНЕВНИК КЛАССА

Дневник это регулярные записи о текущих событиях, впечатлениях. Мож­но вести личный дневник (только для себя) или общий (для всех). Такой дневник - это и интересное времяпрепровождение, и общее дело, и простор для творчества.

Самая распространенная форма ведения дневника - в виде книжки или книж­ки-раскладушки.

Заведем-ка мы дневник:

Не обычный школьный,

А без отметок, вольный

И чуть-чуть прикольный.

Как примерный ученик,

Класс наш стал вести дневник.

В нем - каждый день и каждый час,

Незабываемый для нас!

Давайте отвлечемся от обычных форм ведения дневников и рассмотрим не­стандартные.

 Дневник «Чудо-дерево»

Склейте два листа ватмана (по меньшей стороне). Нарисуйте на них ствол дере­ва и вырежьте его.

 Розовые идеи для дневника

Взгляд на рулон розовой бумаги рождает розовые идеи.

Идея первая — «Розовые облака». На стенке расположите розовые облака - обычные или «белогривые лошадки».     И ведите дневник на стене.                                                     

Вторая идея — «Розовые скалы». Нравится нашим детям рисовать на стенах и писать на заборах. Дайте им такую возможность. Из листов ватмана или обоев оформите на стенах «скалы» (вместе с детьми). Устройте конкурс «наскальной жи­вописи», а затем на пустых местах добавляйте листочки с описанием самых важ­ных событий.

«Космический дневник»

Первый вариант. На листе ватмана нарисуйте или сложите оригамное сол­нышко. Дневниковые записи ведите на лучах. Сколько интересных дней в смене или четверти - столько лучей.

Второй вариант. В углу листа располагается солнце в кепке с названием от­ряда. Вокруг по орбитам планеты, а дальше кометы, звезды. Каждое космическое тело содержит информацию об одном из дней. «Космические идеи» хороши для из­готовления больших и маленьких открыток на память. Например: на синий фон на­клейте звезды и другие космические тела, а на них - фотографии детей и надпись:

Наш класс - это просто собрание «звезд»...

Об этом пока знаем только мы сами...

Но скоро, но скоро засветят в Галактике

Звезды с нашими именами!

Дневник «ПАВЛИН»

 Дневник может быть выполнен в виде павлина, распустившего хвост.

  1. Заготовьте «перья»: вырежьте равнобедренные треугольники, количество кото­рых равно количеству дней учебной четверти или лагерной смены. Для того чтобы определить величину угла, противолежащего основанию, нужно 180 раз­делить на количество дней смены. Например, количество дней смены – 15, а можно взять количество учебных месяцев, четвертей.  180:15 = 12

Длина «пера» выбирается произвольно: чем больше, тем лучше. Закруглите углы - и «перо» готово!

  1. Вырежьте из цветной бумаги круги, напишите на них порядковые номера дней смены или даты, наклейте на «перья». «Перья» можно и не вырезать, а просто нарисовать на листе ватмана.
  2. Отдельно нарисуйте и вырежьте туловище павлина и наклейте его на хвост. Го­това фигурка павлина, распустившего веером хвост!

Ведите дневник! Украшайте перышки!

Дневник «ПАЗЛЫ»

Сделайте заготовки из плотной цветной бумаги, Один элемент - это один день. Можно классифицировать мероприятия: связанные с экологией описывать на  элементах зеленого цвета, с водой - голубого цвета   и т. д. Самые яркие дни - желтого (солнечного!) цвета.              

Дневник «ФИЛЬМ! ФИЛЬМ! ФИЛЬМ»

Замечательная идея - дневник в форме киноленты!                                         

Сделайте заготовки - листы прямоугольной формы с дырочками по краям. Для имитации дырочек можно использовать ленту с   клейкими ценниками. Как правило, такие наклейки очень яркие.           

Кадр - это один день или одно событие!                                             

Дневник можно вести не только в летнее время в лагере, но и в течение учебного года в школе, в классе по отдельному предмету.    Достаточно только попробовать, и начнется цепная реакция, появится столько идей!                                                                                                     

Правила ведения дневника

В дневнике вы отразите

Все, что только захотите:

В рисунках или коллажах,

В письмах, комиксах, стихах,

В схемах, ребусах, таблицах,

В разных символах и лицах.

Пишите понятно!

Пишите опрятно!

Пишите о том, что самим интересно.

Скука, занудство здесь вовсе не к месту.

Пишите о светлом, пишите о добром!

Стиль должен быть кратким, веселым и бодрым!

За орфографией строго следите!

И с запятыми, конечно, дружите!

Дневник заполняйте свой очень старательно!

Даты проставьте везде обязательно!

  1. Совместные походы, прогулки и экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают учителя и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир.

  1. Проведение «Дней класса»

Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса».  Это могут быть и чаепития, и вечера отдыха с обсуждением совместных дел, подведение итогов по учебе, мероприятиям, проходившим в классе в школе и т.п.

Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе.

«День рождения» (сплочение группы, профилактика негативного отношение к друг другу.) Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Путаница» (поддержка группового единства, снятие напряжения.) Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

«Выдуй шарик из тарелки» (повышение уверенности, самооценки, контроль за своими действиями.) Ход игры: На тарелку кладут шарик от настольного тенниса. Двое детей садятся за стол друг против друга. По команде один, два, три они одновременно начинают дуть на шарик, стараясь сдуть его с тарелки. Выигрывает тот, кто выдул шарик первый. С победителем соревнуется следующий участник. Игра продолжается до полной победы одного из участников. «Отгадай!» (игра на внимание) Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по кругу вдоль сидящих. Наконец останавливают его возле одного из участников и кладут руку ему на плечо. Водящий, зная, кто где сидит, должен назвать его по имени.  

«Не звени тарелками» Ход игры: Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его нельзя будить. А нужно положить одну на другую три-четыре тарелки». Из каждой команды выходят по одному игроку и выполняют задание, все остальные чутко прислушиваются, не нарушит ли кто-нибудь из них тишину. Соревнование можно повторить. Выигрывают те, кто произвел меньше шума.

«Зигзаг на доске» Ход игры: Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из пяти-шести отрезков. Одну из них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий; наконец, стирает и самый последний. Играющие стараются запомнить всю линию (не делая никаких пометок). Трое желающих по памяти восстанавливают ее на доске. Ведущий сравнивает их чертежи со своей линией и оценивает ответы в зависимости от точности направления и величины отрезков. В таком же порядке вычерчиваются вторая и следующие линии, подготовленные ведущим к игре.  

«Близнецы» Ход игры: Две-три пары соревнующихся ребят становятся у трех столов, на каждом из которых  разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т.п. Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию одной рукой, у каждого по одной свободной руки - левая и правая. По команде ведущего необходимо «близнецам» сделать быстро и ловко руками следующее: - развернуть газету полностью; зашнуровать ботинок; завинтить банку до упора; сложить вещички в коробку; развернуть ленточку; все предметы сложить на газету, газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой. Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у двух ребят, играющих в паре). Таким образом у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе «тремя» руками. Это не так-то просто. Необходимы согласованность действий, некая общая координация.  

«Быстро найди» Ход игры: Ведущий подбирает от десяти до пятнадцати крупных репродукций картин с понятным для детей содержанием, накрывает их газетой. Ребята разбиваются на три команды. Каждая команда по очереди называет какую-либо букву (кроме ъ, ь, ы, й), после чего ведущий берет в руки какую-либо репродукцию и показывает ее участникам игры. Тому, кто первый найдет на репродукции предмет, название которого начинается с названной буквы, начисляется очко. Затем называется другая буква и показывается другая репродукция. Побеждает команда, набравшая за десять-двенадцать минут больше очков.

«Через стекло» Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было. Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.  

«Счет» Ход игры: участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд

«Счет без троек» Ход игры: все по кругу начинают вслух считать - только на счет три, цифры кратные трем, содержащие в себе тройку - не говорятся вслух, а на них подпрыгивают. Если кто – то ошибся, то игра начинается заново.

«Чемодан» Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле каждого представителя группы и называет положительные качества, которые он хотел бы взять у него для себя. 

Упражнение «Ассоциации»  

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в аудитории решают, кого из участников они задумывают. Затем водящего приглашают в аудиторию. Он задает опосредованные вопросы участникам: «Если бы этот человек был цветком, то каким?», «Если бы этот человек был фруктом, то каким?», «Если бы этот человек был предметом мебели, то каким?» и т. д. Тот, к кому обратился с вопросом водящий, отвечает ему, имея в виду загаданного участника группы. Водящий должен отгадать этого человека.

Упражнение «На спине» 

На спину каждому ученику прикрепляется карточка с названием какого-либо сказочного героя, известного литературного персонажа. Хозяин карточки не знает, что на ней написано, но он должен догадаться об этом, опираясь на помощь группы, в которой каждый показывает без слов каждому участнику, что написано у него на спине. 

Упражнение «Крокодил» 

Класс делится на 2 команды. Каждая команда загадывает несколько слов (по числу участников), которые сложно изобразить жестами. Затем первая команда вызывает игрока из второй команды и говорит ему на ухо загаданное слово. Это игрок должен показать это слово для своей команды жестами. Если команда затрудняется назвать слово, то у нее есть возможность задавать игроку вопросы, на которые он может отвечать только «да» или «нет». После того, как слово угадано, эта команда вызывает игрока из противоположной команды и называет ему свое слово.

Позже игра может быть усложнена: вместо одного слова можно загадывать словосочетание.

Упражнение «Часы»

Дети садятся в круг. Ребятам предлагается представить, что класс – это большие часы. Один ребенок – цифра 1 на циферблате, другой – цифра 2 , третий – 3. Все цифры распределяются по часовой стрелке между детьми  (может быть одна цифра на двоих детей). Ведущий сообщает детям время. Тот из детей, кому досталась цифра, на которой стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например, ровно 12 часов, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Упражнение «Секретный фарватер»

6 – 7 детей выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем, кроме первого завязывают глаза. Первый участник – рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены, минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движения предыдущего.

Упражнение можно усложнить, увеличив длину корабля и количество мин. Одновременно можно «пустить в плавание» несколько кораблей, требуется большое внимание, чтобы они не столкнулись.

Упражнение «Коллаж» 

Каждому учащемуся предлагается сделать своему классу подарок, который был бы дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который можно наделить символическим содержанием. Например, шишка – чтобы не набить шишек по жизни.

Первый этап работы проходит индивидуально. Участники готовят свои подарки из любых подручных материалов (иллюстрации из журналов, природный материал). Затем в общем кругу каждый дарит свой подарок классу, комментируя его. В итоге на ватмане создается общегрупповой коллаж.

свернуть

Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе

Игры и упражнения на развитие взаимодействия учащихся в классе.

«День рождения» (сплочение группы, профилактика негативного отношение к друг другу.) Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Путаница» (поддержка группового единства, снятие напряжения.) Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук у детей.

«Выдуй шарик из тарелки» (повышение уверенности, самооценки, контроль за своими действиями.) Ход игры: На тарелку кладут шарик от настольного тенниса. Двое детей садятся за стол друг против друга. По команде один, два, три они одновременно начинают дуть на шарик, стараясь сдуть его с тарелки. Выигрывает тот, кто выдул шарик первый. С победителем соревнуется следующий участник. Игра продолжается до полной победы одного из участников.

«Отгадай!» (игра на внимание) Ход игры: Водящему завязывают глаза, берут его за руку и в течение 30-40 секунд водят по кругу вдоль сидящих. Наконец останавливают его возле одного из участников и кладут руку ему на плечо. Водящий, зная, кто где сидит, должен назвать его по имени.  

«Не звени тарелками» Ход игры: Ведущий: «Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его нельзя будить. А нужно положить одну на другую три-четыре тарелки». Из каждой команды выходят по одному игроку и выполняют задание, все остальные чутко прислушиваются, не нарушит ли кто-нибудь из них тишину. Соревнование можно повторить. Выигрывают те, кто произвел меньше шума.

«Зигзаг на доске» Ход игры: Ведущий рисует в своем блокноте несколько несложных ломаных линий из пяти-шести отрезков. Одну из них он, не торопясь, чертит на классной доске, а его помощник сразу стирает предыдущий отрезок линии, когда полностью начерчен следующий; наконец, стирает и самый последний. Играющие стараются запомнить всю линию (не делая никаких пометок). Трое желающих по памяти восстанавливают ее на доске. Ведущий сравнивает их чертежи со своей линией и оценивает ответы в зависимости от точности направления и величины отрезков. В таком же порядке вычерчиваются вторая и следующие линии, подготовленные ведущим к игре.  

«Близнецы» Ход игры: Две-три пары соревнующихся ребят становятся у трех столов, на каждом из которых  разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик, и т.п. Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию одной рукой, у каждого по одной свободной руки - левая и правая. По команде ведущего необходимо «близнецам» сделать быстро и ловко руками следующее: - развернуть газету полностью; зашнуровать ботинок; завинтить банку до упора; сложить вещички в коробку; развернуть ленточку; все предметы сложить на газету, газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой. Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у двух ребят, играющих в паре). Таким образом у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе «тремя» руками. Это не так-то просто. Необходимы согласованность действий, некая общая координация.  

«Быстро найди» Ход игры: Ведущий подбирает от десяти до пятнадцати крупных репродукций картин с понятным для детей содержанием, накрывает их газетой. Ребята разбиваются на три команды. Каждая команда по очереди называет какую-либо букву (кроме ъ, ь, ы, й), после чего ведущий берет в руки какую-либо репродукцию и показывает ее участникам игры. Тому, кто первый найдет на репродукции предмет, название которого начинается с названной буквы, начисляется очко. Затем называется другая буква и показывается другая репродукция. Побеждает команда, набравшая за десять-двенадцать минут больше очков.

«Через стекло» Ход игры: Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было. Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.  

«Счет» Ход игры: участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с места. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания: необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу, участники по команде ведущего должны сделать шаг вперёд

«Счет без троек» Ход игры: все по кругу начинают вслух считать - только на счет три, цифры кратные трем, содержащие в себе тройку - не говорятся вслух, а на них подпрыгивают. Если кто – то ошибся, то игра начинается заново.

«Чемодан» Все садятся в круг. Участник, проходя по кругу, останавливается возле каждого представителя группы и называет положительные качества, которые он хотел бы взять у него для себя.

Упражнение «Ассоциации»

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в аудитории решают, кого из участников они задумывают. Затем водящего приглашают в аудиторию. Он задает опосредованные вопросы участникам: «Если бы этот человек был цветком, то каким?», «Если бы этот человек был фруктом, то каким?», «Если бы этот человек был предметом мебели, то каким?» и т. д. Тот, к кому обратился с вопросом водящий, отвечает ему, имея в виду загаданного участника группы. Водящий должен отгадать этого человека.

Упражнение «На спине» 

На спину каждому ученику прикрепляется карточка с названием какого-либо сказочного героя, известного литературного персонажа. Хозяин карточки не знает, что на ней написано, но он должен догадаться об этом, опираясь на помощь группы, в которой каждый показывает без слов каждому участнику, что написано у него на спине. 

Упражнение «Крокодил» 

Класс делится на 2 команды. Каждая команда загадывает несколько слов (по числу участников), которые сложно изобразить жестами. Затем первая команда вызывает игрока из второй команды и говорит ему на ухо загаданное слово. Это игрок должен показать это слово для своей команды жестами. Если команда затрудняется назвать слово, то у нее есть возможность задавать игроку вопросы, на которые он может отвечать только «да» или «нет». После того, как слово угадано, эта команда вызывает игрока из противоположной команды и называет ему свое слово.

Позже игра может быть усложнена: вместо одного слова можно загадывать словосочетание.

Упражнение «Часы»

Дети садятся в круг. Ребятам предлагается представить, что класс – это большие часы. Один ребенок – цифра 1 на циферблате, другой – цифра 2 , третий – 3. Все цифры распределяются по часовой стрелке между детьми  (может быть одна цифра на двоих детей). Ведущий сообщает детям время. Тот из детей, кому досталась цифра, на которой стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например, ровно 12 часов, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Упражнение «Секретный фарватер»

6 – 7 детей выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем, кроме первого завязывают глаза. Первый участник – рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены, минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движения предыдущего.

Упражнение можно усложнить, увеличив длину корабля и количество мин. Одновременно можно «пустить в плавание» несколько кораблей, требуется большое внимание, чтобы они не столкнулись.

Упражнение «Коллаж»

Каждому учащемуся предлагается сделать своему классу подарок, который был бы дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который можно наделить символическим содержанием. Например, шишка – чтобы не набить шишек по жизни.

Первый этап работы проходит индивидуально. Участники готовят свои подарки из любых подручных материалов (иллюстрации из журналов, природный материал).Затем в общем кругу каждый дарит свой подарок классу, комментируя его. В итоге на ватмане создается общегрупповой коллаж.

 
свернуть

Как справиться с буллингом совместными усилиями педколлектива

 Если буллинг длится уже достаточное время, в него включены много сверстников, ситуация зашла далеко, справиться с проблемой одними описанными в части 4 методами не получится. Понадобится более серьёзная и масштабная работа с коллективом.

Первыми двумя важными шагами на пути устранения проблемы травли являются беседы с классом и родителями.

     1. Необходимо провести классный час, на котором возникшее в учебном коллективе будет названо своим именем. Ученикам необходимо разъяснить, что они совершают психологическое насилие над своим одноклассником. До них также следует донести, что такое поведение недопустимо. Оно не свидетельствует о какой-то силе, превосходстве агрессоров над жертвой. Оно свидетельствует о моральной деградации агрессоров и противоправности их поступков. На таком классном часе важно не выставлять перед классом объект травли как жертву, не давить на жалость, не требовать к нему сочувствия и сострадания, а предложить детям, каждому по отдельности, высказаться, что чувствует, что испытывает, что переживает их жертва. Также каждому ученику нужно поставить задачу самому оценить, скажем, по 5-балльной шкале, степень своего участия в травле, свой персональный вклад в болезнь коллектива. Например:

1 – я в этом никогда не участвую;

2 – я в этом иногда участвую, но потом мне стыдно;

3 – я иногда в этом участвую и мне потом не стыдно;

4 – я в этом участвую достаточно часто и не сожалею об этом;

5 – я один из главных активных участников травли.

Для начала такая беседа может быть проведена одним учителем. Если она не даст результата, то повторный классный час на эту тему надо проводить с участием психолога и представителя правоохранительных органов.

Встречу и обсуждение сложившейся в классе ситуации необходимо провести и с родителями учеников. На родительском собрании также необходимо описать подробно происходящее, назвать имена участников травли, назвать травлю своим именем и предложить родителям провести со своими детьми воспитательные беседы. На родительское собрание могут быть приглашены те же специалисты, что и на классный час. Родителям важно дать однозначно понять, что проблема травли – это не проблема непосредственных участников буллинга, это болезнь всего класса, которую нужно лечить именно как коллективную болезнь.

     2. Вторым шагом будет выявление среди учеников тех, кто готов взять на себя функции поддержки и защиты жертвы буллинга от агрессоров. Таких, впрочем, может и не найтись. Но попытаться всё же следует.

     3. Третьим шагом должна быть работа школьного психолога с коллективом учеников. Самым эффективным будет тренинг на сплочение группы, а также индивидуальная работа психолога с активными участниками травли по отработке психологических проблем, толкающих детей на проявление агрессии. Работа психолога должна быть также направлена и на жертву травли с тем, чтобы отработать последствия травмирующей ситуации.

На этом этапе можно использовать метод формирования моральных и нравственных качеств по принципу осознания собственной неправоты и подражания позитивному примеру других. Для этой цели можно периодически организовывать для детей просмотр кинофильмов о дружбе. В кинофонде СССР таких фильмов можно найти немало. Продемонстрировав такой фильм детям, можно его сразу же обсудить с ребятами и предложить написать эссе или сочинение на тему дружбы, а также что-то из разряда отзыва о фильме. Такой просмотр лучше устраивать в классе, чтобы гарантировать то, что кино посмотрел каждый. При коллективном просмотре удобнее организовать и его обсуждение.

     4. Четвёртым шагом должна быть выработка с учениками правил межличностных коммуникаций, правил общения и взаимодействия между учениками. Правила должны включать в себя как запреты на негативные действия, так и позитивные действия между учениками. Выработанные правила поведения между учениками важно закрепить как некий свод. Его нужно распечатать и повесить на видном месте в классе. Кроме того, будет полезно их распечатать и выдать каждому ученику на руки. Каждый последующий классный час или урок у классного руководителя важно начинать с вопроса к классу о том, насколько успешно им удаётся придерживаться выработанных правил общения. Можно просить поднять руку сначала тех, у кого не очень получается придерживаться правил. Затем тех, кто нарушает их редко, потом тех, кто их практически не нарушает. В конце тех, кто их не нарушил ни разу с момента последнего опроса. В адрес тех, кто всё же допускает нарушения, надо высказать уверенность в том, что если они будут стараться, то у них обязательно получится. Тех, кто правила не нарушает, следует публично похвалить и поставить в пример остальным. Иными словами, позитивные изменения в характере взаимодействия детей в классе надо поощрять и поддерживать.

Для того чтобы поднять авторитет жертвы буллинга в группе сверстников, можно поручить ему какое-то ответственное задание, выполняя которое ему будут предоставлены несколько большие права и полномочия, чем у других одноклассников. Однако, при этом, важно следить за тем, чтобы этот ребёнок не начал отыгрываться на своих обидчиках.

 

свернуть

Ученик оскорбил учителя. Что делать?

Что делать современному педагогу? Как поддерживать свой авторитет? Удерживать свою репутацию, а заодно и престиж профессии, необходимо не только ради сохранения самоуважения, но и ради тех знаний, которые мог бы воспринять ученик. Он слушает только того, кого уважает.

Предлагаем рассмотреть несколько вариантов того, как можно педагогу реагировать на оскорбления, агрессию в свой адрес. У некоторых задач не существует идеального решения, но пробовать стоит разные.

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОСКОРБЛЕНИЯ?

  • Не опускаться до уровня неуважения. Не соскальзывать в ответную агрессию. Соблюдать дистанцию. Смотреть на ситуацию максимально объективно, не позволяя себе «обидеться» и «разозлиться». Сохранить спокойствие и в своем тоне, и в своем внутреннем мире.
  • Попытаться встать на позицию ученика и озвучить его возможные мотивы: «Ты, кажется, очень устал/переживаешь/злишься?». Здесь важную роль играет и умение правильно оценить эмоциональное состояние ученика, и возможность простить ему его ошибки.
  • Предложить агрессору мысленно оказаться в другой, осуждаемой позиции. «А как бы ты сам отреагировал на такие слова?», «Как бы ты преподавал географию?»
  • Переключить внимание с себя на ученика или на проблему, обратившись ко всему классу: «Давайте все вместе подумаем над этим вопросом!», «У кого-нибудь из присутствующих есть идеи по этому поводу?».
  • Неожиданным и располагающим шагом будет упомянуть о достоинствах и  способностях ученика: «Ты же такая взрослая/рассудительная/терпеливая ученица!», «На самом деле, ты наверняка знаешь ответ на этот вопрос», «Не ожидала от такого внимательного человека, таких слов».
  • Поискать, с чем в словах обидчика можно согласиться. Возможно, в чём-то признавая свою слабость или ошибку, вы проявляете свою силу. «Я согласен с тем, что в программе есть скучные моменты», «Действительно, мы все устали».
  • Иногда имеет смысл выразить свое несогласие, принципиально не вовлекаясь в дебаты, максимально четко и корректно формулируя свою позицию: «Я с вами не согласен», «Будьте добры, не отвлекайтесь от основной темы».
  • И, конечно, остается весьма эффективный прием, который, при удачном стечении обстоятельств, может помочь и снизить агрессию, и примирить противоборствующие стороны. Используйте ЮМОР.

Учитель — человек с юмором.

Представьте учителя без юмора и поймете,

 что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги.

свернуть

Каких детей в школе обижают чаще всего?

Родители любят своего ребенка, и это мешает нам увидеть в нем представителя психологического типа, который чаще всего подвергается нападкам и травле со стороны одноклассников. Но в реальности можно выделить типы детей, которых чаще всего обижают агрессивные ровесники, которые понимают, что им не дадут отпор, потому что ребенок не может постоять за себя и дать сдачи. Так какие же дети чаще всего становятся жертвами школьной агрессии?

  • Дети с физическими отличиями.Если у ребенка есть лишний вес или какая-то заметная особенность, типа большого родимого пятна, его могут начать травить. Начинается все с пробных камушков - обидчик обращает внимание на ту же полноту. Потом он называет ее обидным словом, например, “жирный”. Если он не встречает отпора и чувствует, что жертва нервничает, обидные слова повторяются, превращаются в кличку типа “жиртреста”.
  • Замкнутые и нелюдимые дети.Им сложно завести друзей. А ведь друзья - это группа поддержки. Агрессор сто раз подумает, прежде чем начать задирать кого-то, у кого есть компания. Несколько скромных парней все же могут дать отпор одному наглецу. А если у ребенка совсем нет друзей - за него некому заступиться и он становится легкой жертвой травли.
  • Гиперопекаемые дети подвергаются буллингу, потому что они менее самостоятельны, чем их ровесники, и привыкли полагаться на родителей во всем. Если родители всегда кидаются предотвратить опасность, успокоить, пожалеть, ребенок не учится справляться с проблемами сам. И в итоге он оказывается беззащитным перед агрессивным ровесником, когда родителей нет рядом. Он не знает, как поступить, и этим пользуются другие дети.
  • Дети с отличиями в интересах и поведении.Довольно часто травле подвергаются дети, которые в своем кругу всеми любимы и уважаемыми. Если, скажем, ребенок, увлеченный наукой, попадет в среду обычных детей, он будет не оценен и не понят. Его могут начать дразнить и обижать просто потому, что он не участвует в общих делах, которые сближают ровесников. Да, это в основном хулиганство и другие дела, которые не поощряются взрослыми, но на противостоянии учителям и родителям часто зарождается и укрепляется дружба.
  • Дети, которые “не так” одеваются и выглядят. Если ребенок выделяется из коллектива класса своим внешним видом, другие дети воспринимают его как выпендрежника и изгоя. Коллектив воспринимает “иной” как “чужой” и пытается выдавить чужака.
  • Любимчики учителей. Если классный руководитель и другие учителя постоянно ставят в пример какого-то ребенка, велика вероятность того, что одноклассники отторгнут его, причислят к “этим взрослым” и ополчатся на него так же, как на учителей, с которыми у них взаимная неприязнь.
  • Навязчивые дети.Если ребенок постоянно пытается добиться внимания и расположения одноклассников, это воспринимается как слабость и повод для травли.
  • Плохая успеваемость.Если ребенок совсем плохо учится, но при этом сам не агрессивен, то его могут записать в “тупые” и начать травить. Конечно, это не касается детей, которые могут постоять за себя, - они как раз становятся популярными, их плохие оценки ровесникам кажутся очень крутыми и символом противостояния со взрослыми.

 

 
свернуть

Работа с высокомотивированными учащимися

Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Система психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся.

Выявление, обучение и развитие личности  одаренных и высокомотивированных детей – первостепенная задача современной школы. Качественная система педагогического сопровождения способствует не только повышению уровня знаний талантливых школьников, но и способствует их интеллектуальному и личностному развитию, делая процесс обучения и воспитания эффективным и целенаправленным.

Предлагаемое пособие содержит методические материалы для качественной организации работы с одаренными и высокомотивированными учащимися, основной диагностический материал, а также варианты построения индивидуального образовательного маршрута.

Одаренность требует внимания и заботы, ее нужно «поливать», как растение. Если мы позволяем таланту приходить в упадок, то мы не только наносим вред ему, но приводим в упадок креативные элементы – в обществе, науке, искусстве…

 Э. Ландау «Одаренность требует мужества»

Считается, что одаренность определяется врожденными задатками, но развитие одаренности без внешних стимулов невозможно, так как одаренность вмещает в себя не только способность усваивать знания и умения, но и тесное взаимодействие с внешними условиями, создающими условия для развития и приумножения природных факторов одаренности.

Создание таких внешних условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одаренных детей является приоритетным направлением современной школы. У каждого заинтересованного учителя есть возможность вырастить гармоничного, реализовавшегося ребенка, определив для себя стратегию психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.

Понимание того, что для качественного психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся необходима действенная система, которая позволит выстраивать процесс сотрудничества учителя и ученика без больших усилий.

В системе работы с одаренными и высокомотивированными детьми можно выделить несколько этапов:

  • 1 этап – диагностический – поиск мотивированных, способных, одаренных учащихся. Этот этап можно разбить на две части: определение заинтересованных учеников методом наблюдения и диагностика видов одаренности специальным тестовым инструментарием.
  • 2 этап – развитие познавательной деятельности учащихся. На этом этапе важно помнить, что именно уроки закладывают основы интереса к предметам. На данном этапе от учителя требуется проявить свое мастерство, увлечь оригинальностью, занимательностью, нестандартностью материала, чтобы интерес ученика не только пробудился, но и не угасал во время кропотливой работы над олимпиадным материалом.
  • 3 этап – разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных и высокомотивированных учащихся. Одаренные дети всегда ожидают чего-то нового, более сложного, и если их голод останется неутоленным, то они быстро потеряют интерес к предмету. Чтобы поддерживать и развивать интерес к изучению предмета, педагогу необходимо задуматься о разработке индивидуального образовательного маршрута для каждого одаренного ученика, а также принять на себя роль тьютора.
  • 4 этап – помощь в реализации и самореализации творческого потенциала учеников. В данном случае на помощь педагогу придут разнообразные формы классной и внеклассной работы, создание портфолио одаренного ученика, а также разнообразные формы поощрения учащихся.

Обучение умению владеть знаниями, применять их в нестандартных ситуациях, интерпретировать и выражать свое отношение к ним – вот ключевая цель в работе с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Вместе с тем необходимо обозначить роль учителя в становлении одаренной личности ученика. Работа учителя со способным учеником – это длительный творческий процесс, который требует от педагога постоянного личностного и профессионального роста, соответствия быстро меняющимся требованиям времени, большой самоотдачи. Сложившаяся действенная система работы по сопровождению одаренного ученика – это признак высокой творческой активности педагога и осознания важности этой работы для будущего ребенка. Однако не каждый учитель, ответственный за работу со способными учениками, ставит под сомнение свою готовность к такой работе. Проследить свою теоретическую, практическую и личностную готовность способен любой учитель с помощью схемы. Данная модель факторов развития профессиональной компетентности педагога позволяет педагогу регулировать свою деятельность, ликвидировать пробелы в знаниях методики сопровождения одаренных детей. Приведенная ниже схема  поможет педагогам определить цель и задачи своей методической деятельности, а  также планировать работу по самообразованию и реализации собственного эффективного педагогического опыта.

При неформальном, творческом подходе к интерпретации изложенного здесь материала, работа с одаренными и высокомотивированными учениками должна дать положительные результаты.

Как распознать одаренность?

(диагностика одаренности)

В современной науке определения одаренности весьма условны, ими обозначают учащихся с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развития научного таланта. Но поскольку речь идет о детях, то все эти характеристики имеют значение только чего-то предварительного, что и требует организации специальных условий их выявления для последующей педагогической работы.

Методы выявления одаренных детей можно представить в виде схемы:

 

Методы выявления одаренных детей

 

Наблюдение

 

Общение с родителями

 

Работа педагога-психолога: тестирование, анкетирование, беседа

Проведение олимпиад, предметных конкурсов,

научно-практических конференций

 

Однако следует помнить, что выявление одаренных детей – это продолжительный процесс, связанный не только с наблюдением и констатацией очевидных фактов, это процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому вместо одномоментного и кратковременного отбора способных школьников педагогу необходимо направить усилия на постепенный, поэтапный (см. схему) поиск таких детей в процессе их обучения и воспитания.

Всегда существует вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности школьника как с положительной стороны, так и с отрицательной: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, а низкие значения – не всегда показатель ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования, которое необходимо проводить совместно со специалистом-психологом, так как многие тесты на интеллектуальную одаренность имеют ряд узкоспециальных особенностей.  

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности школьника, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
  • использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
  • подключение к оценке одаренного школьника экспертов: специалистов с высшей квалификацией в предметной области;
  • оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной среды с выстраиванием для данного учащегося индивидуального маршрута обучения).

Представленный в приложении диагностический материал позволит учителю-словеснику провести некоторые тесты самостоятельно и составить психологический портрет одаренного школьника (Приложение 2).

 

Обратите внимание!

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  • сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  • Они остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Для одаренных детей зачастую характерны преувеличенные страхи.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

 

 

Организация работы с одаренными и высокомотивированными  учащимися

Учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы со способными школьниками. Однако отсутствие педагогической стратегии, системы в организации работы с учениками, несоблюдение принципов развивающего обучения существенно затрудняют процесс творческого взаимодействия учителя и ученика. При подготовке учащихся к олимпиадам учителю необходимо определиться со стратегией обучения выполнению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. Рассмотрим краткие характеристики таких стратегий:

  1. Ускорение обучения

Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории учащихся, отличающихся разным темпом развития.

Оно связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат. Многие способные школьники испытывают потребность в усвоении учебной программы. Имеются основания считать, что когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обобщения, любознательность и независимость суждений под влиянием уже освоенной скучной учебной программы тратятся впустую. Примером ускоренной формы подготовки могут быть погружения, творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы.

  1. Обогащение обучения

Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении  сохраняется у большинства современных специалистов.

«Горизонтальное» и «вертикальное» обогащение.

В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. 
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

  1. Углубление. Такая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть класс с профильным обучением.
  2. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предметов.
  3. Индивидуализация обучения.  Система обучения одаренных и высокомотивированных школьников должна отличатся от системы обучения других детей в силу того, что круг интересов и потребностей одаренных детей всегда шире. Дополнительные занятия в рамках факультативов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. Этот принцип позволяет поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

Индивидуализировать процесс обучения возможно с помощью создания индивидуального образовательного маршрута, целью которого является формирование благоприятных условий обучения и создание психологически комфортной обстановки для успешного развития индивидуальности ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут создается (планируется и реализуется) на основе наблюдений педагога и психологической диагностики (Приложение 2, 4).

Программа подготовки учащихся к предметным олимпиадам.

Подготовка к олимпиадам  может выстраиваться в двух формах обучения: первая форма построена на основе раздельного обучения олимпиадников (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по русскому языку во внеурочное время); вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных маршрутов, консультирования, тьюторства). Первую форму подготовки к олимпиадам можно дифференцировать как «внешнюю», вторую – как «внутреннюю».

Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. Учитель-предметник организует в начале учебного года анкетирование школьников с целью выявления детей, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.

  1. включать дополнительное изучение тем, разделов и актуальных проблем области научных знаний;
  2. использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний;
  3. предлагать изучение нерешенных актуальных проблем науки, позволяющих учитывать склонность школьников к исследовательской деятельности, проблемности обучения, а также формировать умения к проведению исследовательской работы;
  4. учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим школьником;
  5. поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
  6. обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учетом специфики индивидуальных особенностей учащихся;
  7. предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации;
  8. обучать школьников оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки рефлексии и публичного обсуждения результатов;
  9. развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого ученика.

Рекомендации по составлению олимпиадных заданий по русскому языку

Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования, а также являются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов. Выполняя целый ряд функций (обучающую, интегративную, коммуникативную, мотивационную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.

Выбор заданий должен быть нацелен на выявление творческих способностей школьников, их самостоятельности.                               Организация исследовательской деятельности

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.  Учебное исследование с точки зрения учащегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, самое важное, интересен и значим для самих исследователей. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Важным для будущих исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

свернуть

Рекомендации учителям тревожных детей

  1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
  2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех (“У тебя это получится”, Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).

Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

  1. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
  2. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
  3. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.

Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения («А вдруг я сделаю неправильно?»). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.

Рекомендации родителям тревожного ребенка

  1. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).
  2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  4. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  5. Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.

Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Родители тревожного ребёнка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером перечитайте список. Скорее всего, для Вас станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.

Правила работы с тревожными детьми:

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказания лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
  12. Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера.
  13. Не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давайте им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребёнка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.).
  14. Хвалите ребёнка даже за не очень значительные достижения.
  15. Не заставляйте ребёнка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники).
  16. Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им.
  17. Закрепите за ребёнком постоянное место за столом.
  18. Попросите ребёнка быть своим помощником, если ребенок не отходит от Вас.
свернуть

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но: 
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство). 
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогая тем самым обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат -неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые общие рекомендации.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Родители должны твердо оценить действенность этих рекомендаций и должны осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребенком приведет не к снижению, а к взрыву негативизма, сопротивлению со стороны ребенка. Когда ребенок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания, перестали действовать, то первое, что он станет делать - это "прошибать стену лбом", то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться за этим слышать детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию (физическому), отвержению. Здесь не надо срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдет, и ребенок успокоится, найдет себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание (почитать, поиграть, вместе что-то поделать).

 

День ребенка (по Джойнотт) Пробуждение.

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".

Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.

Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол". 

Выход в школу.

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

: "Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы.

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

- Как дела в школе? 
- Нормально. 
- А что сегодня делали? 
- А ничего. 
Что получил? И т.д.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

"Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Пора спать.

Перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что выпонимаете ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

свернуть