РУС БЕЛ ENG

Классному руководителю

Правила общения классного руководителя с семьями учащихся.

  • Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
  • Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
  • Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  • Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу

Изучая семьи учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:

  • общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи; духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого - педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Начиная работу с детским коллективом классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующие вопросы:

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

4. Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Для проективного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:

  • Школа для меня – это...
  • Класс, в котором я учусь, - это...
  • Учителя для меня - это люди, которые...
  • Мои одноклассники - это...
  • Уроки для меня - это...
  • Предметы, которые мне правятся, это...
  • Предметы, которые мне не нравятся, это...

Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:

  • Школа, в которой учится мой ребенок, это...
  • Класс, в котором учится мой ребенок, это...
  • Одноклассники моего ребенка - это...
  • Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
  • Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку - это...
  • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

Конкурс – аукцион  «Береги свою планету», 2-3 класс, Сорокина О.А., учитель начальных классов

Викторина «Всё  это  называется  природой», 1-4 кл.. Мясоедова Т.Г., учитель начальных классов

 Праздник «Покров Пресвятой Богородицы. День Матери».  Протас М.П., учитель начальных классов

Сценарий фольклорного развлечения для детей с участием родителей «КАПУСТНЫЕ   ПОСИДЕЛКИ». Протас М.П., учитель начальных классов

"Народныя традыцыі свята  Юр’я”. Протас М.П., учитель начальных классов

 "Светлое Христово Воскресение. Празднование Пасхи". Протас М.П., учитель начальных классов

 Праздник «Широкая масленица». Протас М.П., учитель начальных классов

Родительское собрание на тему «Родителям – о безопасности дорожного движения» Плиско И.А.

Сценарий выступления агитбригады  «За безопасность дорожного движения» Плиско И.А.

Сценарий мероприятия по ПДД: "Безопасность дорожного движения"(Профилактическое групповое занятие для школьников средних и старших классов).Плиско И.А.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕ ПОМНИ ВСЕГДА!» Плиско И.А.

Праздник «В гостях у Весны». Протас М.П., учитель начальных классов

Классный час "Профессии вокруг нас". Сорокина О.А., учитель начальных классов

Классный час "Мир профессий". Муравская З.Н., классный руководитель 11 класса

Викторина: «Правда ли это?» (занимательные факты из жизни птиц). Протас В.П., учитель географии, классный руководитель 10 класса

Класная гадзіна  «Мая Беларусь». Бакановская Е.П., учитель начальных классов

Свята бульбы. Щуко Л.И., учитель белорусского языка и литературы

"Начало большого пути" (сценарий выпускного вечера). Щуко Л.И., учитель белорусского языка и литературы

Внеклассное мероприятие “Дети войны”.Терещенко С.В., учитель истории