РУС БЕЛ ENG

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ  ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ  ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ  (апрель 2024)

  1. Для целей настоящего Механизма применяются следующие термины и их определения: несовершеннолетний, пострадавший от сексуального насилия (далее — пострадавший), — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, в отношении которого имеется заявление либо сообщение о том, что он является пострадавшим от преступлений, предусмотренных статьями 166, 167, 168, 169, 170, 343 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), либо иная подтвержденная фактическими данными информация, свидетельствующая, что несовершеннолетний может являться пострадавшим от перечисленных выше преступлений (результаты оперативно-розыскной деятельности, медицинского осмотра, материалы доследственной проверки или уголовного дела и др.). Оказание помощи несовершеннолетним, пострадавшим от преступлений, предусмотренных статьям 171, 171’, 181, 181’, 182 и 3431 УК, осуществляется в соответствии с Положением о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми и связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2015 № 485. «Региональная карта помощи» — документ (в электронном или в печатном виде), содержащий адреса, наименования, контакты организаций, учреждений, общественных объединений и иных организаций, обеспечивающих защиту и оказывающих бесплатную помощь пострадавшим; сексуальное насилие — вовлечение лица с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами в целях получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Может выражаться в широком спектре проявлений сексуальной активности: предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация в присутствии несовершеннолетнего, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо предметом, включая пальцы или пенис, совершение садистских действий с телом несовершеннолетнего и его истязаний с целью сексуального удовлетворения, трансляция и демонстрация аудио- и визуальной продукции порнографического характера или предоставление несовершеннолетнему литературы порнографического содержания, использование несовершеннолетнего в порнографических целях, принуждение несовершеннолетнего к сексуальному взаимодействию с животными, вуайеризм (периодическая или постоянная наклонность наблюдать за занимающимися сексом или раздевающимися). 2. Органами, осуществляющими профилактику и предупреждение сексуального насилия в отношении несовершеннолетних (далее — органы профилактики), являются: комиссии по делам несовершеннолетних; Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные  полномочия в сфере образования; учреждения образования; Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления; государственные организации здравоохранения; Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственновластные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты; государственные учреждения социального обслуживания; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних  дел (далее — органы внутренних дел); государственные органы, входящие в систему Следственного комитета Республики Беларусь (далее — подразделения Следственного комитета); общественные объединения и иные организации в пределах своей компетенции, осуществляющие деятельность по профилактике и предупреждению сексуального насилия в отношении несовершеннолетних. Органы профилактики обеспечивают защиту, оказывают помощь пострадавшему и реализуют положения Национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия, в пределах своей компетенции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативными правовыми актами. 3. В ходе реализации настоящего механизма должностные, иные лица органов профилактики обязаны обеспечить соблюдение требований о конфиденциальности информации, не допускать разглашения данных о пострадавшем, обстоятельствах сексуального насилия и эксплуатации, за исключением обстоятельств, связанных с выполнением должностных обязанностей и предусмотренных нормативными правовыми актами. Лица, допустившие разглашение, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами. 4. Пострадавший имеет право на защиту и оказание помощи: o обеспечение защиты. Применяется органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета, с использованием следующих механизмов: неразглашение сведений о личности; использование технических средств контроля; прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств  связи и иных переговоров; личная охрана, охрана жилища и имущества; изменение паспортных данных и замена документов; запрет на выдачу сведений. Перечисленные меры защиты применяются в соответствии с Положением о порядке применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц, утвержденным постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2016 № 44. медицинская помощь. Оказывается  государственными организациями  здравоохранения бесплатно в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» по профилям  заболеваний, состояниям, синдромам на основании клинических протоколов, а также иными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения,  устанавливающими порядок организации и оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, состояниям, синдромам или методов оказания медицинской помощи. Медицинская помощь оказывается, в том числе в стационарных условиях, по месту  нахождения пострадавшего вне зависимости от места его жительства (места пребывания). При наличии  у пострадавшего психического расстройства (заболевания), совершении пострадавшим действий (бездействия), которые дают основания предполагать наличие у него психического расстройства (заболевания), обращении пострадавшего за оказанием психиатрической помощи, такая помощь оказывается ему в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-3 «Об оказании психиатрической помощи» по месту его нахождения. При наличии у пострадавшего психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий он направляется государственными организациями здравоохранения в учреждения образования для получения психологической помощи; · предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания. В возрасте до трех лет оказывается государственными организациями здравоохранения, а в возрасте от трех до восемнадцати лет — государственными учреждениями образования «Социально-педагогический центр» (далее — СПЦ); · психологическая помощь. Оказывается учреждениями образования и здравоохранения в виде психологического консультирования, просвещения, психологической коррекции и профилактики. Оказание психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет без согласия законных представителей осуществляется в случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №153-3 «Об оказании психологической помощи». Пострадавшему от сексуального насилия оказывается психологическая помощь путем кризисного вмешательства —безотлагательное оказание психологической помощи в кризисных ситуациях, а также преодоление их последствий. · содействие в трудоустройстве. Оказывается органами по труду, занятости и социальной защите; · правовая и социальная помощь пострадавшему и его законным представителям*. Оказывается территориальными центрами социального обслуживания населения; · иная помощь. Оказывается в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов. 5. Органы профилактики при выявлении пострадавшего: o незамедлительно информируют подразделения Следственного комитета и органы внутренних дел о пострадавшем. В случае совершения в отношении несовершеннолетнего преступлений, предусмотренных статьями 166-170 УК, проверочные мероприятия осуществляются подразделениями Следственного комитета. По сообщениям (заявлениям) о совершении в отношении несовершеннолетнего преступления, предусмотренного статьей 343 УК, проверочные мероприятия осуществляются сотрудниками органов внутренних дел; · выясняют, нуждается ли в услугах переводчика, предоставляют такие услуги в случае необходимости; · выясняют наличие законных представителей; · уведомляют законных представителей* о его местонахождении; · оказывают в пределах компетенции соответствующую помощь; 6. Должностные  лица подразделений Следственного комитета (в случае совершения в отношении  несовершеннолетнего преступлений, предусмотренных статьями 166-170 УК) и органов внутренних дел (по сообщениям о несовершеннолетних,  пострадавших от действий, предусмотренных ст. 343 УК), при  первом контакте  с пострадавшим и его законными представителями*: разъясняют необходимость обязательной явки в СПЦ по месту фактического проживания для получения помощи; оформляют направление по оказанию помощи по форме согласно приложению, которое в течение одного рабочего дня направляют в СПЦ по месту фактического проживания пострадавшего. Копии направления по оказанию помощи выдаются пострадавшему и (или) его законному представителю*; 7. Педагогические работники СПЦ, получив копию направления по оказанию помощи: o оказывают психологическую помощь; o информируют о видах помощи, оказываемых государственными органами, учреждениями, организациями и общественными объединениями, выдают «Региональные карты помощи»; o информируют о необходимости обращения в организации здравоохранения по фактическому месту проживания для принятия мер по  постконтактной  профилактике беременности и заражений инфекциями, передающимися половым путем пострадавших в результате действий сексуального характера, выразившихся в оральной, вагинальной или анальной форме; o осуществляют сопровождение пострадавшего и его законных представителей* в соответствующий компетентный орган при их заинтересованности в помощи, оказываемой государственными органами, учреждениями, организациями и общественными объединениями. 8. СПЦ ежеквартально обобщает и предоставляет в комиссии по делам несовершеннолетних  обезличенные сведения о количестве поступивших направлений по оказанию помощи и видах оказанной помощи. 9. В случае необходимости принятия мер по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, а также по вопросам защиты их прав и законных интересов СПЦ предоставляют в комиссии по делам несовершеннолетних соответствующую информацию о несовершеннолетнем для организации таких мероприятий. 10. Органы внутренних дел при передаче материалов проверок в подразделения Следственного комитета (за исключением случаев совершения в отношении несовершеннолетнего преступлений, предусмотренных статьями 166-170 УК) обеспечивают приобщение к ним копий выданных направлений по оказанию помощи и сопроводительных писем к ним. 11. Органы профилактики при доставлении и (или) обращении к ним пострадавшего от сексуального насилия принимают незамедлительные меры по оказанию помощи несовершеннолетнему согласно компетенции, о чем в течение одного рабочего дня информируют СПЦ по фактическому месту проживания пострадавшего. О принятых мерах и результатах оказания помощи государственные органы, учреждения, организации или общественные объединения информируют СПЦ по фактическому месту проживания пострадавшего в течение трех рабочих дней после окончания оказания помощи. 12. Контроль за применением мер по защите несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального насилия, и оказанию ему помощи осуществляется органами профилактики в пределах компетенции. Минский городской исполнительный комитет, областные исполнительные комитеты в случае изменения содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь, обеспечивают не реже 2 раз в год ее предоставление в Министерство образования. Министерство образования является ответственным за обновление содержащейся в «Региональной карте помощи» информации об учреждениях и организациях, оказывающих помощь пострадавшим. В случае внесения изменений в указанную информацию Министерство образования обеспечивает не реже 1 раза в полугодие информирование об этом органов профилактики. Органы профилактики обеспечивают размещение информации, содержащейся в «Региональной карте помощи», на официальных сайтах и иных Интернет-ресурсах. Примечание: * — в случае, если в отношении пострадавшего совершены действия со стороны лица, от которого оно находится в зависимом положении (отец, мать, отчим и т.д.), то все действия, предполагаемые для законного представителя, производятся  представителем органа опеки и попечительства.
свернуть

Правило пяти "нельзя"

Семья и её значение в сексуальном воспитании детей. Сексуальная грамотность: о чём и в каком возрасте говорить с детьми, чтобы защитить их от сексуального насилия

Семья и её значение в сексуальном воспитании детей. Сексуальная грамотность: о чём и в каком возрасте говорить с детьми, чтобы защитить их от сексуального насилия

Уважаемые родители! Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. «Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении», – так считал А.С. Макаренко.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путём. К сожалению, не все родители дают полную информацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие.

Простые правила для родителей, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми

  1. Вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
  2. Избегать длинных поучительных лекций по половым вопросам.
  3. В беседе не ограничиваться одними биологическими фактами, высказывать свое к ним отношение.
  4. Если ребенок употребляет непристойные слова, необходимо спокойно объяснить ему их значение, а потом сказать, почему не нужно так говорить.
  5. Научите ребенка говорить взрослым нет, чтобы избежать сексуального насилия с их стороны.
  6. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста.
  7. Мальчики и девочки должны знать о физиологических особенностях противоположного пола.
  8. Необходимо рассказывать детям о СПИДЕ и других опасных болезнях.
  9. При разговоре с детьми стараться не вызывать смущения у них.
  10. На вопросы детей отвечайте четко, в пределах осознания ответа ребенком.

В процессе воспитания детей нужно стремиться   к тому, чтобы у них были сформулированы следующие представления.

В 3-6 лет дети должны:

– иметь представление об элементарных гигиенических навыках и правилах поведения;

– осознавать   принадлежности к определенному полу;

– развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь.

В 7-11 лет подростки должны:

−  быть осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме,

− иметь представление о деторождении, о биологической стороне репродуктивной функции;

− быть осведомлены об изменениях в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);

− знать, что дружба – это многогранное проявление отношений;

−  понимать, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.

Подростки 11-14 лет должны:

− уметь обсуждать моральные ценности, знать их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;

−  знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД;

− знать о насильственных действиях сексуального характера, чтобы проводить линию безопасного поведения и ответственности (СМИ значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);

− уметь сказать «нет»;

–  осознавать ответственность за свой выбор, за свой поступок.

Подростки 14-18 лет должны знать:

− биологические аспекты репродукции;

− о семейных парах, об отношениях между молодыми людьми, о разводе, разлуке;

− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;

− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

− знать основы брачного законодательства;

− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.

Очевидно, в воспитании велико влияние отца – на сына, матери – на дочь. Если мама воспитывает уважительное отношение сына к себе, это может быть в будущем перенесено на девушку, жену, женщину вообще. Так же и у девочек. Если папа – образец мужчины, дочка уважительно относится к нему, и в будущем она так же по-доброму будет относиться к мужчинам.

Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку – наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.

Любите своих детей! Разговаривайте с ними! слышьте их !

 

 

 

 

 

 

свернуть

Ответственность за преступления в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

- особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц. 

-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором  - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Справочно: Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

-ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

-демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

-изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием  детьми, проституция.

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Статья 166. Изнасилование

  1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

  1. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

  1. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

  1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

  1. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом,

не достигшим шестнадцатилетнего возраста

  1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

  1. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо

лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

  1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, –

наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

  1. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

Физические признаки:

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства. Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

     Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Кризисные ситуации, которые вы переживаете в своей жизни, а также неразрешимые проблемы сказываются на физическом здоровье. Встречается недопонимание со стороны близких и родственников, чувство одиночества приводит к депрессии и апатии, не с кем поделиться самым сокровенным, приходят мысли уйти из жизни. ВЫХОД ЕСТЬ! Вы просто нуждаетесь в экстренной психологической помощи. Не существует неразрешимых проблем.

10 СПОСОБОВ СКАЗАТЬ НЕТ

         Учите ребенка говорить «Нет» в разных жизненных ситуациях. Пусть он знает, что у него есть право позаботиться о себе. Старайтесь сами с уважением относиться к «Нет» ребенка. Не следует заставлять его делать что-либо через силу, с помощью угроз или шантажа, а также принуждать физически: куда-то тащить, насильно кормить, одевать, применять физические наказания. После такого опыта отстаивать свои границы и говорить «Нет» ему будет сложно.

  • Нет, я не буду этого делать.
  • Нет, мне это не нравится.
  • Нет, я никуда с вами не пойду.
  • Нет, мне родители не разрешают.
  • Нет, мне нужно идти домой.
  • Нет, мне это неудобно.
  • Нет, мне нельзя уходить с площадки.
  • Нет, я не хочу.
  • Нет, это мне не подходит.
  • Нет, я не согласна.

КАК РАСПОЗНАТЬ ПЕДОФИЛА

Педофилом может оказаться любой взрослый человек.

Не существует какого-то особенного телосложения, профессии или черт внешности, которыми обладали бы педофилы. Педофил может казаться обаятельным, добрым, любящим, абсолютно порядочным и при этом мастерски скрывать свое влечение к детям.

Большинство педофилов знакомы с детьми, с которыми вступают в контакт.

В 30% случаев ребенок подвергается сексуальным домогательствам со стороны члена семьи, в 60% - со стороны человека, которого ребенок хорошо знает. Всего 10% детей подвергаются домогательствам или насилию со стороны незнакомцев.

Обращайте внимание на признаки «ухаживания».

Под «ухаживанием» подразумевается процесс завоевания педофилом доверия ребенка, а также и доверия родителей. В течение нескольких месяцев, иногда даже лет педофил становится доверенным другом семьи, предлагает посидеть с ребенком, берет ребенка с собой за покупками, в поездки или походы, водит на экскурсии или еще каким-то образом проводит с ребенком время. Он также может дарить ребенку подарки и делать сюрпризы, устанавливать с ним особенные, доверительные и близкие эмоционально отношения. Большинство педофилов не начинают свои домогательства, пока не удостоверятся, что ребенок полностью им доверяет и будет держать в секрете то, что происходит между ними.

Педофил выбирает детей, восприимчивых к его тактике, - например, тех, кто нуждается в эмоциональной поддержке или кому не хватает внимания дома. Он убеждает родителей, что с ним дети находятся в безопасности, а в глазах ребенка старается выглядеть заботливым и понимающим.

Педофилы часто используют целый ряд уловок, чтобы завоевать доверие ребенка. К ним относятся: игра на любви к тайнам (большинство детей обожает секреты, воспринимает их как нечто «взрослое», как источник власти над окружающими), сексуально откровенные игры, ласки, поцелуи, прикосновения, поведение с сексуальным подтекстом, показ порнографии, подарки, лесть и худший из всех – игра на привязанности и любви ребенка. Все эти средства используются, чтобы привязать к себе ребенка и создать ощущение «особенных», доверительных отношений.

Признаки, по которым можно заподозрить педофила.

Пожалуйста, обратите внимание, что никакие из признаков ниже не являются прямым подтверждением наличия нездорового влечения к детям.

- Стремится к частому физическому контакту с ребенком: часто целует, подолгу обнимает, сажает на колени, щекочет, тискает, любит повозиться вместе, секретничает, шушукается с ребенком;

- Как-будто «случайно» дотрагивается до интимных частей тела ребенка.

- Выделяет одного ребенка из группы и делает его своим «любимчиком». Ребенок из-за этого чувствует себя особенным, избранным. Это своего рода манипуляция: «ты теперь должен оправдать мое особое отношение и доверие к тебе».

- Делает ребенку сюрпризы, дарит подарки, дает деньги просто так, без повода.

- Любит находиться в комнате, где играет или занимается своими делами ребенок, часто заходит в ванную или туалет, когда он там.

- Настойчиво предлагает свои услуги по присмотру за ребенком или его обучению чему-либо, чтобы находиться с ним наедине.

- Настаивает на том, чтобы в помещение, где он находится с ребенком, не входили без стука.

- Запирает дверь, когда находится в помещении наедине с ребенком.

- Проявляет интерес к сексуальному развитию ребенка, заводит разговоры на сексуальные темы, узнает, какой размер одежды он носит.

- Использует сексуальную лексику в разговоре с детьми, просвещает их на сексуальные темы.

- Предпочитает общество детей обществу взрослых. Устраивается на работу туда, где можно много и беспрепятственно общаться с детьми.

К сожалению, многие взрослые не воспринимают слова ребенка о домогательствах всерьез и считают выдумкой, особенно если речь идет об авторитетных взрослых (учителях, тренерах), а также о родственниках или друзьях семьи. Обязательно окажите ребенку поддержку, поговорите спокойно и доброжелательно о том, что произошло. Не паникуйте, чтобы не напугать ребенка своей реакцией. Заверьте его, что поможете ему и защитите его. Никогда не обвиняйте ребенка в том, что он сам виноват в том, что произошло!

Надеемся и искренне желаем, чтобы эта информация вам никогда не пригодилась. Но считаем, что знать об этом родителю необходимо.

ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЯ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ

         Личные границы и их формирование – очень важный этап в развитии каждого человека. Понимание своих границ и их ценности – это залог психологического и физического здоровья, здоровых отношений с другими людьми, а также сексуальной безопасности.

         Формирование личных границ происходит в семье, а также под влиянием воспитателей, учителей, докторов, тренеров, парикмахеров и любых других взрослых, которые вступают в контакт с ребенком, в том числе физически (дотрагиваются, осматривают, выполняют различные манипуляции).

         Важно, чтобы вы не только уважительно относились к границам ребенка, но и следили за тем, чтобы эти границы не нарушали другие люди – не унижали, не стыдили, не оскорбляли и не обзывали его. А также, прежде чем дотронуться до ребенка или выполнить какую-либо манипуляцию, включающую физический контакт, взрослому важно объяснить ребенку, что именно он собирается делать и получить соглашение ребенка.

Некоторые примеры нарушения психологических и физических     границ ребенка

  • Насильственные:

Кормление

Принятие лекарств

Медицинские процедуры

Одевание – раздевание

  • Физические наказания:

Шлепки

Подзатыльники

Удары по рукам и губам

Ремень

  • Отсутствие стука в комнату ребенка после 6 лет. Обязательно стучите сами и приучайте ребенка стучать в вашу комнату, когда дверь закрыта.
  • Игнорирование жалоб ребенка на то, что ему неудобно, тесная обувь или одежда, жарко или холодно. («Не придумывай! Я лучше знаю, жарко тебе или нет».)
  • Стыдить или ругать ребенка при других людях. Всегда делайте это «один на один».
  • Прилюдно смеяться над ребенком.
  • Говорить о ребенке в его присутствии в третьем лице «он, она».
  • Заставлять ребенка переодеваться в присутствии других людей, если ему это некомфортно «Ну чего там стесняться, у тебя же еще ничего не растет, не придумывай!».
  • Целовать ребенка или обнимать тогда, когда ему это не нравится и он пытается этого избежать. («Бабушка обижается, что ты не хочешь ее поцеловать! Надо поцеловать бабушку!».)
  • Доктор в медицинском кабинете не объясняет ребенку свои дальнейшие шаги и молча выполняет манипуляции, не предупреждая ребенка о том, что будет происходить.

ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НЕЛЬЗЯ

  1. Нельзя никуда уходить с людьми, которых ты не знаешь. Это может быть вежливый и приятный человек (мужчина или женщина). Он может просить тебя о помощи, проводить куда-то и показать дорогу, звать тебя посмотреть на животных или спасти их, обещать тебе купить что-то интересное, говорить, что знает твоих маму и папу, что хочет отвести тебя к маме или папе. Каким бы хорошим, добрым, веселым или ласковым человек ни казался, с ним никуда уходить нельзя. Если незнакомый человек нарушает твое личное пространство, близко подходит к тебе или дотрагивается до тебя, просит о помощи или куда-то зовет, предлагает подарки или деньги, задает личные вопросы – сложи руки за спину, сделай три шага назад, чтобы увеличить дистанцию, громко скажи «Нет!», чтобы привлечь внимание, разворачивайся и иди туда, где есть люди.

Запомни! Если взрослому человеку нужна помощь – он попросит об этом другого ВЗРОСЛОГО человека, а не ребенка.

/Не учите детей, что «взрослый всегда прав», «всех взрослых надо слушаться» и т.д. Это приводит к тому, что ребенок робеет и не знает, как отказать, когда к нему обращается незнакомый человек, зовет пойти с ним, делать то, что он говорит, и подчиняться ему. Обязательно разыграйте ситуации дома, когда незнакомый человек подходит с разными предложениями, описанными в этой памятке, а ребенок выполняет действия, перечисленные выше: сомкнет руки сзади, сделает три шага назад, громко скажет «Нет», развернется и уйдет, не останавливаясь./

  1. Нельзя заходить с незнакомым человеком в подъезд. Прежде чем зайти в подъезд, посмотри по сторонам и убедись, что никто с тобой туда не заходит. Отнесись с подозрением к тому, кто стоит рядом с подъездом, но не заходит вовнутрь, явно кого-то поджидая. Не заходи с ним в подъезд – отойди от входной двери и позвони родителям либо соседям, которые могут тебя встретить.

Если следом за тобой в подъезд заходит незнакомый человек, сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда. Подожди, пока незнакомец выйдет на улицу и уйдет, и только после этого заходи в подъезд. Либо, если никто не выходит, позвони домой или соседям и попроси тебя встретить.

  1. Нельзя заходить с незнакомым человеком в лифт. Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину. Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова. Если с тобой в лифт заходит незнакомый человек – выйди из лифта и дождись, пока он уйдет. Можешь сделать вид, что пошел за почтой.
  2. Нельзя садиться в автомобиль к постороннему человеку, никогда и ни под каким предлогом. Даже если в машине приятный водитель, мужчина или женщина, улыбается, шутит, обещает тебя быстрее подвезти, показать что-то интересное или просто покатать – никогда не садись в машину. Если тебя приглашают сесть в машину – не разговаривай с тем, кто тебя приглашает, ничего не объясняй. Без всяких объяснений разворачивайся и иди туда, где есть люди.
  3. Нельзя принимать подарки от незнакомого человека, ни мужчины, ни женщины, когда рядом нет родителей. Если незнакомый человек пытается что-то тебе подарить – убери руки за спину, сделай три шага назад, скажи: «Нет» или «Я не беру подарки от незнакомых людей», поворачивайся и уходи от этого человека, туда, где есть другие люди.   

 

свернуть

Советы родителям по организации общения с подростком

Советы родителям по организации общения с подростком:

  • говоря с подростком о проблемах пола, вести себя сдержанно, не выставляя напоказ свою застенчивость в этих вопросах;
  • способствовать усвоению морально-этических понятий мужественности и женственности, как то: девичья гордость, стыдливость, мужское достоинство, порядочность и т.д.;
  • показывать подростку примеры «половой учтивости»;
  • не заострять специально внимания детей на интимных сторонах проблем пола, старайтесь дать такие сведения в контексте;
  • никогда не отмалчиваться и не мотивируйте свой отказ обсуждать с подростком проблемы пола его возрастом;
  • обсуждать вопросы половых различий и взаимоотношений, обращайте внимание на нравственную сторону вопроса;
  • в обсуждении вопросов полового характера, быть откровенными

        с подростками, но при этом помнить – это еще дети!;

  • если подросток из неполной семьи, осторожно обсуждать с ним проблемы взаимоотношений в семье;
  • учитывать доступность информации в Интернете.
свернуть