РУС БЕЛ ENG

Духовно-нравственное воспитание

 В начальных классах прошел праздник "Покрова Пресвятой Богородицы". Ребята узнали о происхождении праздника, иконографии, послушали выступление служителя Спасо-Преображенского Храма иерея Сергия, посмотрели инсценировку сказки "Шарф-покров".

В августе Калина Алина и Бабенкова Яна принимали участие в проекте "Божие искринки" в рамках праздника "Августовские спасы", который проходил в аг. Бочейково

Об утверждении учебной программы факультативного занятия Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма

Документом утверждена учебная программа факультативного занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для V (VI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

Цель – формирование духовно-нравственной культуры и патриотизма учащихся на основе потенциала христианских традиций и ценностей белорусского народа.

Задачами реализации учебной программы являются:

  • изучение учащимися духовно-нравственного и культурного наследия христианства, его роли в формировании белорусской государственности и патриотическом воспитании;
  • привитие учащимся стремления руководствоваться нравственными нормами, формирование у них осознанной позиции себя как гражданина и патриота белорусского государства;
  • формирование у учащихся навыков ответственного поведения, позитивного отношения к жизни;
  • профилактика негативных проявлений и зависимостей; побуждение учащихся к духовному саморазвитию и нравственному совершенствованию;
  • воспитание любви к людям, Отечеству, стремления делать добро, совершенствовать окружающую жизнь в соответствии с духовно-нравственными идеалами христианства.

 

Учебная программа рассчитана на 35 часов и предусматривает проведение 1 часа занятий в неделю.

Праздник "Масленица"

16.03.2024

В начальных классах прошел праздник "Масленица". Ребята узнали о значении масленичных дней, посмотрели сказку о горделивом петушке. Перед ребятами выступил настоятель Спасо-Преображенского Храма аг. Бочейково иерей Сергий, который рассказал о Прощенном воскресении.

В 3-4 классах прошел мастер-класс "Масленичные поделки". Ребята изготовили солнышко и девочку-масленицу.

Закончился праздник дегустацией блинов, которые испекли родители.

свернуть

Праздник "Колядки"

19.01.2024

В рамках факультативного занятия "Основы православной культуры" прошел праздник "Колядки", подготовленный учащимися 3-4 классов, учителем Протас М.П., библиотекарем Пивчевской Л.А. Зрителями  стали  учащиеся 1-4 классов вместе с родителями и ребята старшей и младшей  группы детского сада. Ребята узнали откуда пошло название  праздника, когда и как отмечали его наши предки. Посмотрели обряд коледования и гадания на Коляды. В конце праздника продегустировали традиционные  блюда. 

свернуть

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей

Актуальность духовно-нравственного воспитания является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, к Родине. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально-необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка,такие как: долг, честь, совесть, достоинства. Нравственное формирование человека начинается с рождения. 

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

 

свернуть

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте.

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

<blockquote>

«А знаете ли вы, что урок — это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

</blockquote>

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

свернуть

Духовно-нравственное воспитание подростков

 Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности - учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

Так, что же такое нравственность? Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда -этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же - название науки о морали. «Нравственное воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности. Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда».

Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание? Развитие человека и его восхождение к высшему уровню духовности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Проблемой данного исследования является изучение духовно-нравственного воспитания подростков. Проблема очень актуальна в наше время, так как носит социальный характер. Всё потому что, от того, какое воспитание получат подростки зависит будущее общества в целом.

Цель: изучение духовно-нравственного воспитания подростков.

Для достижения данной цели нами решались следующие задачи:

  • изучить особенности духовно-нравственного воспитания подростков.
  • определить факторы, влияющие на формирование нравственности у подростков.
  • провести диагностику уровня развития нравственности у подростков.
  • разработать рекомендации по формированию нравственности у подростков.

Рассмотрим подробнее теоретический аспект проблемы и анализ экспериментальной части нашего исследования.

Сущность понятия духовно-нравственного воспитания и его роль в развитии личности. Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка. 

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По - латыни нравы звучат как морас - мораль.

Духовность — есть процесс и результат развития человека до уровня осознания своей бытийной сущности и трансцендирования за пределы собственной жизни.

Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. 

Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном.

Главная функция духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… »

Духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых.

Ее достижение предстает в виде практического решения трех основных задач: этического образования, воспитания нравственных чувств и обретения нравственных умений

В свою очередь, нравственное самовоспитание является важнейшим фактором эффективности нравственной социализации и нравственного самовоспитания.

Самооценка, самообразование, самоконтроль и самоутверждение являются теми субъективными рычагами личности, с помощью которых развивается ее самосознание, т.е. осознание своей социальной значимости и личной индивидуальности, своего места, роли в общественной жизнедеятельности. Чем выше уровень самосознания, тем продуктивнее осуществляются самооценка, самоконтроль, самоутверждение. В такой диалектической цепи находится человек, постоянно над собой работающий, самокритично оценивающий свои духовные достижения. Нравственное самовоспитание обостряет чувство долга, чести, помогает освободиться от эгоцентрических настроений, не раболепствовать перед материальным достатком, не лишаться скромности во время потока добрых слов, произносимых в твой адрес. Самовоспитание призвано вызывать к жизни такие нравственные качества, как самообладание, самоотверженность, самокритичность.

И еще одна задача, которую призвано решать нравственное самовоспитание. Оно должно помочь человеку смелее использовать возможности нравственного творчества, ориентировать его на совершенствование нравственных взаимоотношений.

Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей - более половины, а свои собственные - менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников.

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера – осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности – требует самого пристального внимания педагогов. 

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII—VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

Ситуация, которую предлагает воспитатель подросткам для размышления, может быть и незаконченной. Это значит, что школьникам предстоит самим предвидеть возможный вариант ее разрешения. Таким образом, подростки приобретают умение не только анализировать и оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является очень важным для осмысления собственного поведения. Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих специфических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

В связи с логикой процесса осознания нравственных явлений и необходимостью формирования определенных навыков в осмыслении поведения, все используемые в процессе нравственного просвещения школьников ситуации можно разделить на аналитико-оценочные, ситуации предвидения поведения и ситуации морального выбора.

Аналитико-оценочные ситуации содержат в себе задачу, требующую проанализировать поведение ее участников, обстоятельства, выявить мотивы и цели поступков людей, дать им оценку. Такие ситуации способствуют формированию умения анализировать поступки людей, оценивать их и правильно разбираться вжизненных обстоятельствах.

Формированию у подростков умения осознавать свои поступки способствуют и ситуации предвидения поведения, которые, как правило, содержатся в задачах на определение результатов и возможных способов поведения. Ситуации подобного вида могут характеризоваться незаконченностью действий их участников, неразрешенностью моральных противоречий либо отсутствием данных о способе и результате такого разрешения, что особенно активизирует процесс формирования у школьников умения предвидеть поведение людей и свое собственное в определенных условиях.

Не менее ценными среди методов духовно-нравственного просвещения являются и ситуации морального выбора, целью которых является формирование у младших подростков умения принимать этические решения. Характерной чертой таких ситуаций является многовариантность возможных действий. Выбор одного из этих вариантов и будет решением данной ситуации. По сравнению с указанными выше видами ситуации морального выбора являются более сложными, так как требуют от школьников умения анализировать, оценивать поступки участников ситуации, предвидеть возможные способы поведения и его результаты для того, чтобы принять правильное этическое решение. 

Выводы и рекомендации

По результатам диагностики нравственности у подростков можно сделать следующие выводы: у 12 протестированных подростков низкий уровень нравственной воспитанности; лишь у одного подростка из 13 протестированных подростков средний уровень нравственной воспитанности; у 4 протестированных подростков высокий уровень нравственной самооценки; у 9 подростков наблюдается средний уровень нравственной самооценки

Часы нравственности способствуют повышению духовно-нравственного уровня подростков.

После проведения исследования, многие участники исследования сделали для себя выводы, а именно, что вели себя не корректно. Особенно сильно это отразилось на подростках с высокой нравственной самооценкой. Каждый из участников исследования пообещал сделать выводы и исправиться в лучшую сторону, а также повышать свой уровень духовно-нравственного развития.

Рекомендации преподавателям:

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

Развитие опыта нравственного поведения;

Корректировка нравственных качеств личности школьников.

Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения

Периодически проводить часы нравственности

Рекомендации родителям детей с низким уровнем духовно-нравственного воспитания:

Развивать командные чувства у ребёнка

Учить уважать чужое мнение

Уменьшить количество трудных, самостоятельных заданий

Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям

Воспитывать как социально активного, здорового человека.

Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.

свернуть

О вреде деструктивных религиозных сект

Секты в Беларуси - что это такое и чем они угрожают мирным людям?

Секта - самый быстрый способ избавиться от денег, дома и рассудка. Бум деятельности сект, который пришелся на 90-е годы, прошел. Но секты никуда не исчезли - они ушли в тень, и, тем самым, стали еще опаснее. Секты в Беларуси - что это такое и чем они угрожают мирным людям?

Молодые люди в цветастых одеждах с книгами в руках, робкие женщины, предлагающие красивые журналы - так обычно видят адептов сект обычные граждане на улицах городов. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Количество новых религиозных движений в Республике Беларусь огромно. Всего их насчитывается 398 организаций. Официально издаются 96 наименований газет и журналов новых религиозных формаций, 421 наименование - распространяется. Также в Беларуси официально практикуют 258 колдунов и гадалок и 28 астрологов.

Опасения вызывает тот факт, что многие из этих организаций и деятелей официально зарегистрированы, и почти все ведут миссионерскую или рекламную деятельность.

Врага нужно знать в лицо!

Все самые масштабные формы нетрадиционной религиозной деятельности, имеющие место на территории республики можно поделить на виды, исходя  из географических «истоков» культа и его общей направленности.

Коммерческие культы - пирамиды сетевого маркетинга, получающие прибыль в первую очередь от вербовки новых членов и лишь затем от торговли товаром. В Беларуси - Гербалайф, ИПСУМ, Фонд «Женщины мира в политике и бизнесе».

Неоязычники - группы, пытающиеся реконструировать древние политеистические религиозные верования, обычаи и обряды в их первоначальном виде или с привнесением в них каких-либо новых компонентов. В Беларуси - Центр этнокосмологии «Крийя», Центр «Даратэя», Орден Славянский Круг.

Нетрадиционные религиозные движения восточной ориентации - организации, отколовшиеся от какой-либо из традиционных религий востока или воспроизводящие с различной степенью точности их вероучение и культовую практику. В Беларуси - Общество Сознания Кришны, Брахма Кумарис, Сахадж Марг, Сатья Саи, Сахаджа Йога, центр «Целительное Дао», центр дзен-буддизма, ахмадия, бахаи, ваххабиты и другие.

Псевдохристианские культы - религиозные организации, признающие Библию, которые имеют в основании христианское вероучение, сильно видоизмененное под влиянием «новых откровений». В Беларуси - мормоны, христадельфиане, поместная церковь, богородичный центр, свидетели Иеговы и другие.

Утопические культы - религиозные организации, которые стремятся построить идеальное общество посредством создания общин, находящихся на полном материальном самообеспечении. Особенность таких культов - экологическая «направленность». В Беларуси - последователи Анастасии и Щербовское братство.

Центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства - организации и частные лица, которые предлагают спектр услуг в сфере нетрадиционных методов воздействия на человека. В Беларуси  - Салон «Мир магии», международная академия целительства, движение «Отечество», агентство «Тибет», белорусская ассоциация экстрасенсов, центр «Агния».

Сатанизм - подразделяется на молодежный и рационалистический. Молодежный сатанизм практикуют подростки, и в данном случае, сатанизм является формой протеста против какого бы то ни было проявления власти. Здесь стоит говорить о богатой внешней символике - именно подростки поджигают церкви и увечат кладбища. Поклонение сатане не носит никаких религиозных черт. Бог рационального сатанизма - сам сатанист, не признающий никаких иных авторитетов, кроме самого себя.  

«Хочешь пойти по миру? Спроси меня как!»

- Современные секты не менее опасны, чем раньше, - говорит Владимир Мартинович - референт по вопросам новых религиозных движений Минской Епархии Белорусского Экзархата, доктор теологии Венского Университета, - сейчас они научились более эффективно привлекать адептов и лишать их сбережений. Чем они могут быть опасны? Сначала, человек, завербованный культом, начинает отдавать ему все больше своего времени, пока не бросает учебу или работу. Потом он несет в секту деньги, имущество, пока не остается ни с чем.

Характерно такое развитие событий, например, для коммерческой секты «Гербалайф». Вовлеченные в эту структуру люди часто одалживают огромные суммы, чтобы купить товары этой фирмы, но не могут продать их. В результате, они продают квартиры, чтобы отдать долг и оказываются на улице.

Очень часто последней остановкой в этом невеселом пути становится  диагноз в «Новинках».  Но могут быть и более грустные эпилоги. Вот банальнейший пример: больной человек, который не обращается к врачам, тратит деньги на многочисленных целителей и знахарей. Сеансы магии не дают результатов, а болезнь тем временем прогрессирует. И вот, человек умирает...

«Где брат твой?.. »

Расхожее мнение о том, что в секту легче попасть молодому человеку, чем зрелому, не выдерживает критики. Наоборот, чаще всего в подобные организации попадают люди взрослые.

Дать гарантии, что тот или иной человек никогда не попадет в секту, нельзя. В нашей жизни случаются разные ситуации, в которых мы себя по-разному ведем. Например, проще всего попасть в секту человеку с нестабильной психикой, слабовольному или в депрессивном состоянии. Если человеку одиноко и плохо - то новые «братья» не преминут составить ему компанию, а заодно и в новую веру обратят.

Общих признаков, по которым можно понять, попал ли человек в неокульт, нет - это зависит от характера секты. Но, несомненно, если ваш родственник или знакомый начинает проводить много времени с некими «новыми друзьями» и горячо рассказывает об идеях, которые ранее были ему не свойственны, то вам следует поговорить с ним и выяснить все о новом увлечении.

Что делать?

Если вы поняли, что близкий  попал в секту, то ни в коем случае нельзя терять с ним контакт. Человек должен чувствовать, что его любят, и что он нужен, так как секта паразитирует именно на чувстве одиночества и невостребованности.

Не критикуйте «организацию», куда вступил близкий вам человек, ведь в секте не преминут этим воспользоваться - «новая семья» объявит настоящую семью «одержимой дьяволом» и это ускорит процесс отчуждения вашего родственника от вас. Всегда помните, что секта стремится к тотальному контролю разума жертвы.

Дайте понять родственнику, что вы уважаете его выбор, даже ошибочный. Но не кривите душой - что вы якобы изменили свое мнение о секте на положительное - ваш родственник это почувствует, и это только вызовет напряжение ситуации.

И, наконец, не медля, нужно обратиться к сектоведу для консультации - с ним вы выработаете дальнейший план действий! 

 

свернуть