РУС БЕЛ ENG

Питание

Организация питания в учреждениях образования

Для организации питания в учреждениях образования издан информационный сборник технологических карт блюд и изделий, включающий технологические карты новых блюд и изделий, которые разработаны с учетом вкусовых предпочтений обучающихся. Сборник разработан технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, осуществляющих организацию питания в учреждениях общего среднего образования.
развернуть

Категории учащихся, имеющих право на получение льготного, бесплатного питания

ВЫПИСКА

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «Об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования», утвержденного ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 октября 2019, № 694 ( в редакции Постановления Совета Министров от 27.12.2022 № 917)

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

3. Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются обучающиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования:

  • из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала), из семей, имеющих трех и более детей на иждивении и воспитании, дети- инвалиды, обучающиеся в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (одно-, двух- или трехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования);
  • проживающие в общежитиях учреждений общего среднего образования (четырехразовым питанием);
  • указанные в пункте 6 настоящего Положения, получающие общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования (одноразовым питанием);
  • указанные в пункте 7 настоящего Положения, получающие общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования (одно-, двухразовым или двух-, трехразовым питанием в зависимости от зоны радиоактивного загрязнения);
  • получающие образование и проживающие в специализированных лицеях, суворовских училищах, кадетских училищах, гимназиях- интернатах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях (четырех-, пятиразовым питанием в зависимости от вида и типа учреждения образования).

4. Обучающиеся в специальных общеобразовательных (специальных общеобразовательных школах-интернатах), вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах), центрах коррекционно- развивающего обучения и реабилитации на период обучения бесплатно обеспечиваются этими учреждениями образования одно-, двух-, трех- или четырехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования.

5. В учреждениях образования обучающимся предоставляется питание в учебные дни. К учебным дням относятся дни, в которые проводятся учебные занятия.

В учреждениях образования с круглосуточным пребыванием обучающимся предоставляется питание на период их пребывания в учреждении образования.

6. За счет средств республиканского и (или) местных бюджетов предоставляется бесплатное одноразовое питание обучающимся (если им не предусмотрено бесплатное питание в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 настоящего Положения):

  • I – IV классов начальных, базовых, средних школ, гимназий, учебно-педагогических комплексов (кроме обучающихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования);
  • V – XI классов базовых, средних школ, гимназий, лицеев, учебно- педагогических комплексов, проживающим в сельских населенных пунктах;
  • из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы;
  • из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей воинской службы в государствах, где велись боевые действия;
  • из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
  • из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или других государствах и ставших инвалидами
  • вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
  • из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
  • с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
  • специализированных по спорту классов;
  • находящимся в социально опасном положении.

7. За счет средств республиканского бюджета, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется бесплатное питание обучающимся, постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения, а также проживающим на территории, не подвергшейся радиоактивному загрязнению, и получающим общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах, специальных общеобразовательных школах, вспомогательных школах на территории радиоактивного загрязнения в зоне:

  • последующего отселения и зоне с правом на отселение, – двухразовое
  • либо одноразовое в зависимости от длительности пребывания обучающихся в учреждении образования;
  • проживания с периодическим радиационным контролем, – одноразовое.

Обучающимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется бесплатное питание дополнительно к питанию, указанному в части первой настоящего пункта.

Обучающиеся первых классов, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, а также проживающие на территории, не подвергшейся радиоактивному загрязнению, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования на территории радиоактивного загрязнения, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, установленным для учреждений дошкольного образования в зависимости от режима их работы.

Обучающиеся, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения и получающие образование на дому, которые по состоянию здоровья не могут посещать учреждения общего среднего и специального образования, получают компенсацию стоимости питания в виде денежной компенсации или набора продуктов (по решению местного исполнительного и распорядительного органа) исходя из установленных денежных норм расходов на питание (без учета повышающего коэффициента), количества учебных дней и кратности питания, установленной в части первой настоящего пункта.

Обучающиеся, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения и получающие общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно- педагогических комплексах, специальных общеобразовательных, вспомогательных школах на территории, не подвергшейся радиоактивному загрязнению, обеспечиваются бесплатным питанием в соответствии с кратностью, установленной в абзаце третьем части первой и части второй настоящего пункта.

8. Питание обучающихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном законодательством для воспитанников учреждений дошкольного образования.

свернуть

Питание школьников

Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». В школе значимым направлением в образовательном  процессе является воспитание здорового человека.

Школьник – это бурно растущий и постоянно развивающийся организм. Для детей школьного возраста основополагающим фактором здоровья является питание.

При составлении меню школьника следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нем белкового компонента – главного строительного материала для растущего детского организма.

Правильно организованное рациональное питание в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором.

Растёт число учеников с нарушениями зрения, заболеваниями органов пищеварения, с психоневрологическими отклонениями, более половины школьников – дети с ослабленным здоровьем. Причины тому не только учебная нагрузка, неправильный режим дня, слабый медицинский контроль, но и плохое питание. В связи с этим организация питания во время пребывания учащихся в школе является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддерживания здоровья детей и подростков.

Основная проблема современного человека — это неправильное питание, ведущее к нарушениям обмена веществ.

Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. Изменяется не только окружающая среда, но и образ жизни.

Потребность растущего организма в пище очень велика. Одним из наиболее существенных факторов, обеспечивающих рост, развитие и укрепление здоровья ребенка, является полноценное питание.

Это такое питание, которое обеспечивает организм достаточным количеством белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и полностью покрывает его энерготраты.

Питание детей должно обеспечиваться за счет продуктов, хорошо усваиваемых организмом, то есть соответствовать возрастным возможностям. Поэтому не водите детей в кафе, закусочные, бистро, предназначенные для взрослых.

Очень важно исключить однообразие в еде. Известно много примеров, когда люди страдали различными заболеваниями только из-за того, что употребляли одни и те же продукты. Ни один продукт не содержит комплекса всех необходимых человеку питательных веществ. Даже в таком полезном для детей продукте, как молоко, отсутствуют необходимые витамин С и железо, что может привести к анемии.

Особенно опасно в детском возрасте вегетарианство, то есть отказ от белков и жиров животного происхождения. Вегетарианская пища неполноценна как по аминокислотному, так и по витаминному составу. Кроме того, дефицит белка в питании ребенка приводит к снижению сопротивляемости инфекциям.

Пища школьника должна быть разнообразной:, с достаточным количеством витаминов. Не рекомендуются недостаточно прожаренные и копченые мясо и рыба из-за опасности отравления, заражения глистами и плохого усвоения ребенком. Нежелательны также сильно соленые или приправленные острыми специями блюда.

Это значит, детям противопоказаны такие продукты, как стейки, гамбургеры, шашлык, чебуреки, пицца, хот-доги и т.п.

В рационе должны присутствовать молоко, яйца, сваренные всмятку или вкрутую, супы (мясные, молочные, овощные), творожные сырки, запеканки, масло (сливочное и растительное), все сорта хлеба и хлебные изделия, картофель в виде пюре или сильно разваренный (жареный картофель разрешается детям старше 5 лет), овощи, фрукты и ягоды (хорошо отобранные и тщательно промытые).

Другим важным условием рационального питания является соблюдение режима приема пищи. Рекомендуется 4-5-разовое питание с интервалами между приемами пищи в 3-4 часа. Наиболее целесообразным считается следующий распорядок употребления пищи в течение дня: занимающиеся в первую смену, особенно первоклассники, обязательно должны получать в школе горячий завтрак, причем в одно и то же время. Педагоги так контролируют прием пищи, чтобы он был четко организован и исключалась спешка. Отмечено, что учащиеся, получающие школьный завтрак, лучше воспринимают учебный материал и остаются до конца занятий работоспособными.

Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано двух разовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник. Дети, посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона.

Для покрытия повышенных суточных энерготрат необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.

Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.

Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например, если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться.

Кроме того, после длительного перерыва ребенок, сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не принесет пользы.

Правильный  режим создает наиболее благоприятные условия для усвоения пищи. При беспорядочной, несвоевременной еде снижается выделение пищеварительных соков, утрачивается аппетит. Поэтому не советуем разрешать в промежутках детям перекусывать. Даже сладости, фрукты, соки следует давать только во время или сразу после еды.

Опасно и чрезмерное увлечение сладостями (конфеты, шоколад, сдобное печенье, пирожные, торты, мороженое). Это не только пагубно отражается на состоянии зубов (приводит к кариесу), но и является фактором риска в развитии диабета. Неуклонный рост диабета среди детей, несомненно, связан с избыточным потреблением сладостей и сладких газированных напитков (такие как  «сникерсы», «твиксы», «кока-колы», «спрайты», «фанты» и прочее) начали потребляться детьми бесконтрольно, в огромных количествах.

Из сладостей предпочтительнее в небольшом количестве мармелад, зефир или пастила, помадка, мед, клюква в сахаре, простое печенье типа крекер или галеты. Из напитков - натуральные соки, морсы, кисели и компоты.

Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращается должного внимания.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее 1-1,5 литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины:

 

Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.

7-10 лет – 2400 ккал

 

свернуть

Мое здоровое питание

Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует здоровью в будущем, обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде и формирует здоровье взрослого населения.

Недостаток белка, витаминов и микроэлементов приводит к задержке в развитии, повышает риск возникновения инфекций, анемии, сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Правильный режим питания

  • Завтрак перед уходом в школу должен состоять из двух блюд. Первое блюдо может быть крупяным, овощным или мучным. Очень полезно также давать ребенку творог или яйцо, второе блюдо – чай с молоком, молоко, кофе, хлеб с маслом и сыром.
  • В школе ученик должен ОБЯЗАТЕЛЬНО получить горячий завтрак или обед.
  • Длительное голодание по 6-7 часов приводит к более быстрому утомлению и может способствовать развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.
  • Придя, домой из школы, ребенку необходимо получить полноценный обед из 3-х блюд. Первое блюдо не является основной частью обеда, поэтому не следует давать детям много жидкого блюда, школьникам 7-11 лет достаточно 300г супа. Основная часть обеда – второе блюдо должно быть мясное, рыбное с крупяным или овощным гарниром. Третье блюдо – сладкое (компот, кисель и др.)
  • На полдник детям необходимы: кефир, молоко, чай со сдобной булочкой, ватрушкой, пряником. Хорошо дополнить полдник ягодами, фруктами.
  • Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1-1,5 часа до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком обычно бывает неспокойным. Ужин должен состоять их двух блюд: первое – творог, рыба, яйца, овощи, крупяные и мучные блюда, второе – молоко, кефир, простокваша, кисель и др.
  • Детей нужно приучать есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не отвлекаясь, так как чтение, оживленные разговоры и т.д. во время еды затормаживают выделение пищеварительных соков и ухудшают процесс пищеварения.

Старайтесь использовать продукты антиоксидантного действия:

  • Антиоксиданты – соединения различной химической природы, способные тормозить или устранять свободнорадикальное окисление органических веществ. Антиоксидантными свойствами обладают витамины А, С и Е. Источник их поступления в организм – различные растения и продукты животного происхождения:
  • Витамин С (70-100 мг/сут): шиповник, черная смородина, сладкий перец, облепиха, черноплодная рябина, земляника, томаты, цитрусовые, капуста, зеленый лук.
  • Витамин Е (12-17 мг/сут): облепиха, кукуруза, бобовые, нерафинированные растительные масла (лучше оливковое), гречка, семечки подсолнуха, семена злаковых.
  • Витамин А (1-1,5 мг/сут): говяжья печень, сливочное масло, яичный желток; бета-каротины: морковь, красный сладкий перец, петрушка, щавель, сельдерей.

Основными источниками поступления микроэлементов в организм являются следующие продукты:

  • Йод (50-180 мкг/сут): морская капуста, морепродукты, рыба, фасоль, гречневая крупа, чеснок, салат, свекла, огурцы, черноплодная рябина. Поскольку в растительной продукции, выращенной на наших почвах, йода нет, наиболее доступным и эффективным способом восполнения дефицита йода является ежедневное употребление йодированной соли в обычном количестве (5-6 граммов в сутки).
  • Цинк (16 мг/сут): кукуруза, грецкие орехи, овсяная крупа, рис, горох, фасоль, семена подсолнечника и тыквы, картофель, цветная капуста, свекла, морковь, щавель, желток яйца, печень, говядина, креветки, сельдь, судак.
  • Медь (2 мг/сут):растительные продукты (свекла, картофель, яблоки, горох, фасоль, орехи, соя, овсянка, гречка), сыр, печень, рыба, мясо.
  • Селен (100 мкг/сут): чеснок, зерновые (особенно рис, ячмень, овес), рыба. Селен входит в состав фермента глутатионпероксидазы, участвующей в обезвреживании свободных радикалов.
  • Кобальт (100 мкг/сут): щавель, груши, укроп, свекла, зеленый лук, черная смородина, рыба, морковь, клюква, рябина, орехи, горох, фасоль, бобы. Кобальт необходим для системы кроветворения, входит в состав витамина В1.
  • Магний (280-300 мкг/сут) способствует обмену углеводов и белков. Содержится в зеленых листовых овощах, морской капусте, цельном зерне, бобовых, орехах, семечках и редьке.
  • Железо (100-150 мкг/сут) – компонент гемоглобина, увеличивает сопротивляемость организма. Содержится в мясе, рыбе, яблоках, салате, изюме, рябине черноплодной, цельном зерне, орехах и семечках.
  • Особое внимание необходимо уделить назначению калия (овощи, фрукты) как микроэлементу, вытесняющему цезий, и кальцию (молоко и молочные продукты, гречневая крупа), вытесняющему из организма стронций.
свернуть

График питания в школьной столовой

График

питания учащихся в школьной столовой

ГУО «Бочейковская  средняя школа

Бешенковичского района имени М.А. Высогорца»

в 2024/2025 учебном году

 

ВРЕМЯ

ПРИЕМ ПИЩИ

(завтрак, обед, полдник, ужин)

КЛАСС

I прием пищи

10.40 – 10.55

завтрак

1-4 кл.

12.40 – 13.00

                        обед

5-11 кл.

II прием пищи

13.45 – 14.05

обед

1-4 кл. ГПД

14.50 – 15.10

полдник

5-11 кл. ГПД

 

-

-

-

 

 

 

 

свернуть

Новые блюда в школьной столовой!

1. Какао "Чебурашка"

2. Картофель запеченый "Антошка-картошка"

3. Куриные медальончики

4. Наггенсы школьные

5. Ризотто "Мозаика"

6. Напиток "Фантастик"

7. Пицца "Школьная"

8. Мясо тушеное "Вкусное"

9. Коктейль молочный "Малибу"

10. Картофель тушеный "Золотистый"

11. Шашлычок

12. Наггенсы "Рыбка золотая"

13. Беффстроганов из птицы

свернуть

Наши дежурные помогают поварам.

Наши дежурные помогают поварам в сервировке обеденных столов для учащихся.
Участие в дежурстве они принимают с большой радостью!

свернуть

Спасибо нашим поварам, что вкусно готовят нам!

Первому классу очень нравятся обеды в школьной столовой

поделиться в: