Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Витебского облисполкома
Отдел по образованию Бешенковичского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»
Инновационный проект
Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
Сроки реализации: 2022– 2025
Руководитель проекта:
Апанасенок Наталья Николаевна,
Директор
Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»
211371, Витебская область, Бешенковичский район, аг.Бочейково, ул.Заречная, 126А
8(02131) 6 68 22; 8(02131) 6 59 79
sh.botcheik.schools@tut.by
|
Консультанты проекта:
Минова Марина Евгеньевна,
Заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования
Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»
ул. Некрасова, 20, г. Минск, 220040,
8(017) 379 78 35; 8(029) 102 31 20,
minova@academy.edu.by,
Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»,
1-й пер. Менделеева, 50/2, г. Минск, 8(017) 345-73-03; 8(029) 3463464
zahojaya@minsk.edu.by
|
Информационная характеристика проекта
- Название проекта:
Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
- Разработчики проекта:
Ружинская Светлана Валерьевна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»
Бакановская Елена Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца».
Мясоедова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца».
Сорокина Ольга Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.высогорца».
Протас Марина Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца».
- Научное сопровождение проекта:
Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;
Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»;
- Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
- Государственное учреждение образования «Гимназия №11 г. Минска»;
- Государственное учреждение образования «Гимназия №15 г. Минска»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа №10 г. Минска»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа №136 г. Минска»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа №191 г. Минска»;
- Государственное учреждение образования «Ясли-сад-базовая школа №15 г.Полоцка»;
- Государственное учреждение образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»;
- Государственное учреждение образования «Дисненская средняя школа»;
- Государственное учреждение образования «Браславская средняя школа № 2»;
- Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.Новополоцка»
- Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывающего проект:
211371 Витебская область, Бешенковичский район, аг. Бочейково,
ул. Заречная, 126А, sh.botcheik.schools@tut.by
- Сроки проведения инновационной деятельности:
2022 – 2025 годы
Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг.
Потребность общества в воспитании нравственно зрелой личности определяет необходимость создания условий для формирования духовных и нравственных ценностей детей, подростков, молодых людей в семье, учреждениях образования, общественных объединениях.
Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи предусматривает формирование нравственной культуры и приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям. Духовно-нравственное воспитание обучающихся выступает как профессионально организованный целостный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения духовных и нравственных ценностей, которые определяют цели, задачи, принципы, нормы и основные направления деятельности. Духовно-нравственное воспитание обучающихся эффективно осуществляется в процессе взаимодействия учреждений образования, социальных институтов, общественных объединений. Особую значимость обретает сотрудничество с религиозными организациями, в частности, с Белорусской православной церковью в рамках Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви (2004-2006, 2007-2010, 2011-2014, 2015-2020, 2020-2025 годы).
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между: социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют ее формированию; необходимостью формирования духовных и нравственных ценностей обучающихся в семье, учреждениях образования, общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностью педагогической практики в научном осмыслении процессов духовно-нравственного воспитания в системе взаимодействия учреждений образования, социальных институтов, общественных объединений и недостаточностью научных исследований, раскрывающих его теоретические и методические основы.
Преодоление названных противоречий, актуальность и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся».
В учреждении образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца» создан ресурсный центр, и есть потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. В учреждении образования обучается 87 учащихся. Из них 5 обучаются по программе факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», 3 – по программе факультативных занятий «Основы православной культуры». Среди них 30 участников волонтерской деятельности духовно-нравственной направленности.
Педагогические работники учреждения образования должны создать условия для организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
- проанализировать нормативные правовые документы, философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра;
- внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;
- разработать механизм внедрения модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в социальное пространство учреждения образования, региона;
- определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;
- создать благоприятные условия для деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;
- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Новизна инновационного проекта заключается:
- в апробации и внедрении модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;
- в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;
- в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели и инновационного педагогического опыта организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уровне региона, республики.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Духовно-нравственное воспитание предусматривает формирование нравственной культуры и приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям.
Теоретические основы, сущность, характеристики и функции ценностей и ценностных ориентаций раскрываются в работах философов и социологов Л.М. Архангельского, Н.А. Бердяева, А.С. Богомолова, М. Вебера, В. Виндельбанда, Г.П. Выжлецова, Б.С. Гершунского, Д. Дьюи, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, И.С. Нарского, В.В. Розанова, Т. Парсонса, Г. Риккерта, В.С. Степина, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринова, В. Франкла, Э. Фромма, В.А. Штофа, В.А. Ядова и др.
Нравственные ценности как фактор общественного развития рассматриваются в исследованиях А.А. Гусейнова, Е.В. Зеленковой, И.С. Кона, А.С. Лаптенка, С.Д. Лаптенка, В.Т. Мишаткиной, А.И. Титаренко, в которых представлены результаты сравнительно-исторического анализа развития морали и нравственных ценностей, а также раскрывается их сущность, функции и механизмы влияния на развитие общества и воспитание личности.
В педагогической теории неоднократно подчеркивалась значимость педагогического влияния на формирование нравственных ценностей детей, подростков, молодежи. В работах выдающихся советских педагогов Н.К. Крупской, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого подчеркивается необходимость комплексного формирования нравственных знаний, убеждений, отношений, чувств, поступков личности в процессе взаимодействия в коллективе, общественно полезного труда.
В работах белорусских ученых К.В. Гавриловец, А.С. Зубра, В.Т. Кабуша, Ф.В. Кадола, И.И. Казимирской, Н.К. Катович, А.И. Кочетова, А.П. Сманцера, М.А. Станчиц, Ф.И. Храмцовой, В.В. Чечета обосновывается необходимость гуманизации образовательного процесса на основе ценностного подхода, способствующего формированию нравственно зрелой личности обучающегося.
Особое внимание в разработке концептуальных подходов к проблеме духовно-нравственного воспитания уделено психологическим аспектам формирования ценностей и ценностных ориентаций личности и социальной группы, которые раскрываются в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Л.Г. Почебут, Л.И. Уманского, Д.И. Фельдштейна и др.
При изучении проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся проанализированы теоретические положения Н.А. Асташовой, М.А. Вейта, Б.С. Гершунского, И.К. Журавлева, М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, И.Я. Лернера, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Н.С. Розова, В.А. Сластенина, в которых ценности рассматриваются как цели и содержание процесса воспитания, а ценностные ориентации – как результат присвоения личностью социокультурных ценностей общества.
В работах Е.В. Бондаревской, В.П. Зинченко, В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, Л.П. Разбегаевой, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. обоснована необходимость ориентации воспитания на общечеловеческие ценности, при этом первостепенное внимание уделяется нравственным ценностям как приоритетам образования и воспитания.
Процесс научно обоснованного, целенаправленного духовно-нравственного воспитания обучающихся опирается на следующие основополагающие подходы:
– аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания. Нравственные (моральные) ценности определяются как общественные идеалы, императивы, принципы, выработанные человеческой культурой, являющиеся продуктами общественного сознания. Они существуют в трех основных формах: 1) общественные идеалы, абстрактные представления об атрибутах должного (добро, истина, красота и др.); 2) социальные нормы, принципы, правила, образцы, обладающие социально-историческим значением для общества и личностным смыслом для индивида; 3) конкретные воплощения ценностей (нравственное значение личности (группы), ее мотивов, чувств, ориентаций, поступков или нравственные характеристики общественных институтов). Нравственные ценности составляют систему, которую необходимо рассматривать как целостную совокупность взаимосвязанных элементов (идеалов, принципов, норм, правил, образцов, конкретных воплощений) в единстве сущностных характеристик, содержательных аспектов и проявлений;
– личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, С.И. Осипова, Г.К. Селевко, В.В. Сериков и др.), который предусматривает индивидуализацию и творческую направленность процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся. Этот подход предполагает создание условий для самореализации личности, диагностики и развития ее индивидуальных творческих возможностей. Именно личность обучающегося является основным субъектом духовно-нравственного воспитания. Главной целью воспитания является формирование и развитие личности, умеющей жить и действовать в условиях быстро изменяющегося мира, способной самостоятельно и творчески мыслить, обладающей духовной и нравственной культурой, широкими, глубокими и постоянно обновляющимися знаниями, стремящейся к самосовершенствованию. Достижение поставленной цели становится возможной при использовании в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся теоретических основ и технологии личностно ориентированного подхода. Образование и воспитание понимается не просто как передача знаний, опыта, ценностей, а процесс их индивидуализации, наделения их с личностным смыслом. Личностно ориентированный подход ставит задачу помочь учащемуся осознать свою индивидуальность, разобраться в своих способностях, попытаться определить свое предназначение;
– деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и др.), основным принципом которого является принцип единства сознания и деятельности, предполагающий взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности. Установлено, что сознание человека формируется в процессе интериоризации практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. С позиции этого подхода важнейшим принципом формирования личности является идея деятельностного опосредования, суть которой заключается в производности личностных образований от реального бытия и опыта субъекта. В основу данного подхода заложены идеи Л.С. Выготского о том, что личность в активной форме должна присваивать исторический опыт человечества, важным элементом которого являются ценности. Воспитание личности происходит в процессе деятельности, обладающей нравственным смыслом, личностной и социальной значимостью, в процессе и результате которой личность приобретает нравственный опыт. В процессе деятельности обучающиеся могут реализовать свои сущностные силы, формировать и развивать духовные и нравственные качества, опираясь при этом на выработанные нравственные ценностные ориентиры;
– системный подход, с позиций которого образование и воспитание рассматриваются как системы, обладающие определенными структурами, но не сводимые к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре. В процессе духовно-нравственного воспитания формируется нравственная культура личности – интегративное личностное образование, включающее ценностные ориентации, знания, убеждения, чувства, мотивы, умения и навыки. Нравственная культура личности проходит последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры, которые приводят к повышению или понижению ее общего уровня и уровней ее структурных элементов (культуры сознания, культуры чувств, культуры поведения и др.);
- компетентностный подход нацелен на формирование личности, обладающей готовностью и способностью жить и взаимодействовать в современном быстро меняющемся мире (А.В. Хуторской, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кукуев, JI.A. Петровская, П.В. Растянников, Е.В. Сидоренко, Д. Хаймс и др.). С позиции этого подхода формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности и культуры.
Реализация основных концептуальных подходов к духовно-нравственному воспитанию обучающихся предполагает соответствующую подготовленность педагогических кадров, непрерывное, с учетом социально-культурных реалий, повышение их квалификации, обмен эффективным опытом, выявление результативности инновационных форм, методов, приемов. Решению данных задач в существенной степени способствует эффективное функционирование ресурсных центров, позволяющих накапливать, обобщать и транслировать опыт педагогической деятельности, взаимодействия учреждений образования с социальными институтами, религиозными организациями, общественными объединениями в области воспитания детей и молодежи.
Содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся может осуществляться через интеграцию воспитательного потенциала учебных предметов, изучения факультативных курсов и на занятиях объединений по интересам, а также путем включения духовно-нравственного компонента в воспитательные мероприятия. Непременным условием эффективности данной работы является высокий уровень профессиональной компетентности педагогического работника в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований
Исследование по теме инновационного проекта осуществлялось в рамках научно-исследовательской темы: «Разработать научно-методическое обеспечение деятельности ресурсных центров по духовно нравственному воспитанию обучающихся» (№ ГР 20211207, 2021 г.).
В результате экспериментальной деятельности, прикладных научных исследований разработаны структурно-функциональная модель деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся и научно-методическое обеспечение деятельности ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, включающее:
пособия «Духовность и патриотизм: Факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»: 5(6) класс» в 2-х частях и др.;
программу факультативных занятий для учащихся V, VI классов учреждений общего среднего образования «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»;
методические разработки интерактивных занятий, проектов, игр, коллективных творческих дел, семинаров для учащихся, педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Готовность государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца» к инновационной деятельности подтверждает наличие необходимых условий и ресурсов: педагогический коллектив обладает высоким уровнем профессионализма; имеется высокий уровень мотивации сотрудников к инновационной деятельности.
С 2008 года в учреждении образования организован и проводится факультатив «Основы православной культуры».
Учителя начальных классов тесно сотрудничают с православной Спасо-Преображенской Церковью агрогородка Бочейково. Иерей Сергий рассказывает ребятам о нравственных ценностях христиан. Ребята читают стихи, инсценируют сказки, исполняют песни.
Традиционно в школе проходят мероприятия по духовно-нравственному воспитанию: праздник Покрова Пресвятой Богородицы, праздник Христова Воскресения, День матери, праздника Пасхи, акции «Помоги другу», «Прояви милосердие», «Твори добро» и т.д.
Ежегодно коллектив школы принимает активное участие в празднике «Спас в Бочейково», участвует в районном смотре-конкурсе детских коллективов «Святочная скарбонка», где занимают призовые и победные места.
В 2020/2021 учебном году ученики 1 класса и классный руководитель Протас М.П. приняли участие во 2 Международном фестивале искусств «Вёска Фэст» в номинации «Театральное творчество» (традиции праздника «Зялёныя святкі») и награждены диплом 2 степени. Участвовали в «19 Пасхальном фестивале в г. Витебске».
Педагоги школы принимают участие в ежегодных Туровских Епархиальных Образовательных Чтениях, в Республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических Чтениях.
Основные направления и методы работы в рамках модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся:
- Организационно-методическая работа:
- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
- участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере духовно-нравственного воспитания;
- организация методических консультаций по конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания.
- Научно-методическая работа:
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;
- подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
- участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям духовно-нравственного воспитания;
- организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
- Информационно-методическая работа:
- формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере духовно-нравственного воспитания;
- изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся;
- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания;
- формирование медиатеки в сфере духовно-нравственного воспитания;
-организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
- организация и осуществление выставочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на христианских традициях белорусского народа;
- взаимодействие с другими ресурсными центрами, в том числе сетевое, по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Критерии и показатели оценки эффективности инновационного проекта
Критерии и показатели компетентности педагогов в сфере организационно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания обучающихся
Критерии
|
Показатели
|
Инструментарий
|
Профессиональный рост педагога
|
- положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство;
- профессиональные и личностные достижения педагогов;
- участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив, а также мероприятий по взаимодействию с религиозными организациями, общественными объединениями.
Аттестация на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории.
|
контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой), анкеты (самоанализ).
|
Уровень педагогической деятельности
|
положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный;
локально-моделирующий, системно-моделирующий.
|
анкета по самоанализу, анализ результатов деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, интервью, инструментарий фокус-групп
|
Обобщение педагогического опыта
|
- положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования);
система открытых мероприятий по теме опыта;
- публикации (как электронные, так и печатные);
- представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности;
- выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах.
|
анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп,
метод экспертных оценок
|
Авторские методические продукты
|
разработка и выпуск авторских продуктов: методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы.
|
анкеты,
метод экспертных оценок
|
Продуктивность образовательного процесса
|
- положительная динамика сформированности духовно-нравственной культуры и патриотизма обучающихся;
- динамика повышения качества знаний в области коммуникации, положительного развития мотивов, коммуникативных, оценочных и рефлексивных умений обучающихся.
|
анкеты, методы диагностики сформированности компонентов духовно-нравственной культуры и патриотизма обучающихся
|
Удовлетворенность результатами инновационной деятельности
|
степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью
|
анкеты, интервью
|
Рефлексивная педагогическая компетентность
|
осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе духовно-нравственных ценностей;
отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности;
повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности
|
анкеты, интервью,
контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта
|
Взаимодействие всех участников инновационной деятельности
|
- создание системы взаимодействия субъектов деятельности ресурсного центра по духовно нравственному воспитанию обучающихся;
- установление партнерских отношений с религиозными организациями, общественными объединениями;
- благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.
|
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности
|
Качество управления инновационным процессом
|
- рациональное планирование инновационной деятельности;
мониторинг, анализ и контроль качества инновационной деятельности;
- наличие системы стимулирования педагогических работников.
|
анкеты, интервью,
наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок
|
Критерии и показатели компетентности руководителей учреждений образования в сфере организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
Критерии
|
Показатели
|
Инструментарий
|
Академические компетенции
|
- знание теоретико-методологических и концептуальных подходов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;
- нормативная правовая база по вопросам образования, молодежной политики, взаимодействия с религиозными организациями, общественными объединениями;
- знание возрастных психологических особенностей обучающихся;
- знание социокультурных факторов и условий духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- знание теоретических и методических основ деятельности ресурсного центра.
|
анкеты,
метод экспертных оценок
|
Управленческие
|
- способность к системному анализу деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;
- способность к подбору и мотивации персонала для работы в ресурсном центре по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;
- владение информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими поиск необходимой информации, эффективную коммуникацию с государственными учреждениями и общественными объединениями с целью организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра;
- содействие самоуправлению и соуправлению, способность к формированию корпоративной культуры учреждения образования.
|
анкеты,
бланки фокус-групп
|
Социально-личностные
|
- установка на признание ценности личности обучающегося, реализация этого признания в деятельности;
- уважение ценностей, прав, интересов обучающихся;
- установка на нравственно-ориентированный, демократический стиль общения, взаимодействия: педагогов, обучающихся и родителей;
- установка на продвижение в учреждении образования нравственных ценностей диалога и сотрудничества педагогов, учащихся и родителей;
- учет возрастных психологических особенностей учащихся;
- установка на создание условий для формирования и развития духовно-нравственной культуры обучающихся в процессе обучения, воспитания, социально значимой деятельности, взаимодействия с религиозными организациями и общественными объединениями.
|
анкеты, интервью, метод экспертных оценок
|
Критерии и показатели сформированности духовно-нравственной культуры обучающихся
Критерии
|
Показатели
|
Инструментарий
|
Когнитивный
|
познавательный интерес к духовным и нравственным ценностям;
знания, представления, понятия о духовных и нравственных ценностях, их содержательных аспектах, особенностях проявления в реальной практике деятельности и общения
|
анкеты, наблюдения, методы диагностики сформированности нравственных ценностей и ценностных ориентаций
|
Мотивационный
|
духовно-нравственная направленность личности обучающегося;
принятие ценностей белорусского общества;
понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;
мотивы саморазвития, самореализации, действия для «другого» с позиции духовно-нравственных ценностей
|
анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,
методы диагностики сформированности нравственных ценностей и ценностных ориентаций
|
Действенно-практический
|
действенно-практические и
коммуникативные компетенции (способности, умения и навыки);
способность к саморегуляции, дисциплинированность;
вовлеченность в волонтерскую и благотворительную деятельность;
активное участие в акциях и мероприятиях духовно-нравственной направленности и патриотической направленности;
способность противостоять негативным тенденциям
|
анкеты,
инструментарий для анализа результатов деятельности,
методы диагностики сформированности нравственных ценностей и ценностных ориентаций
|
Рефлексивно-оценочный
|
рефлексивные и оценочные компетенции (способности, умения и навыки)
|
анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,
методы диагностики сформированности нравственных ценностей и ценностных ориентаций
|
Ожидаемые результаты:
При реализации данного инновационного проекта будет создано единое образовательное пространство в системе взаимодействия учреждения образования (ресурсного центра) и религиозных организаций, общественных объединений, которая способствует формированию и развитию духовно-нравственной культуры обучающихся.
Будет апробирована и внедрена модель организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, которая будет обеспечивать формирование и развитие духовно-нравственной культуры обучающихся.
Будет реализована система эффективных методов и форм, методик и технологий духовно-нравственного воспитания обучающихся, деятельности ресурсного центра.
Реализация инновационного проекта будет содействовать:
- воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности обучающегося, обладающей духовно-нравственной культурой;
- реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся, молодежной политики в учреждениях образования;
- практическому решению проблем формирования и развития духовно-нравственной культуры обучающихся;
- внедрению эффективных методов, форм, методик и технологий духовно-нравственного воспитания обучающихся, взаимодействия с религиозными организациями, общественными объединениями;
- повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды, направленной на формирование и развитие духовно-нравственной культуры обучающихся.
Ресурсы
Материально-техническое обеспечение:
Учебно-материальная база УО соответствует действующим нормативам, оборудование помещений – правилам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.
В учреждении имеются учебные кабинеты, актовый зал, учебно-методический кабинет. Практически все кабинеты имеют достаточную наглядно-дидактическую и методическую базу, электронные средства обучения. Компьютеры подключены к сети широкополосного Интернета, что позволяет педагогам и администрации широко использовать Интернет-ресурсы в образовательной и управленческой деятельности.
Кадровое обеспечение:
В реализацию проекта будут включены директор, заместители директора, специалисты социально-педагогической и психологической службы, учителя, в том числе учителя, выполняющие функции классных руководителей.
Участники проекта:
№
|
Ф.И.О
|
Должность
|
Образование
|
Категория
|
Стаж
в должности
|
1
|
Апанасенок Наталья Николаевна
|
Директор
|
Высшее
|
Первая
|
1 год
|
2
|
Ружинская Светлана Валерьевна
|
Заместитель директора по учебной работе
|
Высшее
|
Первая
|
8 лет
|
3
|
Плиско Инна Алексеевна
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
Высшее
|
Вторая
|
1 год
|
4
|
Мсоедова Татьяна Геннадбевна
|
Педагог социальный
|
Высшее
|
Первая
|
14 лет
|
5
|
Бакановская Елена петровна
|
Учитель начальных классов
|
Высшее
|
Высшая
|
35 лет
|
6
|
Мсоедова Татьяна Геннадбевна
|
Учитель начальных классов
|
Высшее
|
Первая
|
8 лет
|
7
|
Протас Марина Петровна
|
Учитель начальных классов
|
Высшее
|
Высшая
|
26 лет
|
8
|
Сорокина Ольга Алексеевна
|
Учитель начальных классов
|
Высшее
|
Высшая
|
35 лет
|
9
|
Муравская Зинаида Николаевна
|
Учитель трудового обучения,
|
Высшее
|
Первая
|
35 лет
|
10
|
Плиско Инна Алексевна
|
Учитель русского языка и литературы,
|
Высшее
|
Первая
|
7 лет
|
11
|
Протас Виктор Павлович
|
Учитель биологии и географии, кл.руководитель
|
Высшее
|
Первая
|
24 года
|
12
|
Щуко Любовь Ильинична
|
Учитель белорусского языка и литературы, кл.руководитель
|
Высшее
|
Высшая
|
35 лет
|
13
|
Пушко Василий Владимирович
|
Учитель математики, кл.руководитель
|
Высшее
|
Высшая
|
27 лет
|
Финансово-экономическое обеспечение:
Финансирование реализации инновационного проекта будет осуществляться из средств республиканского бюджета; спонсорских средств.
Управление проектом
Консультанты инновационного проекта:
Минова Марина Евгеньевна,
заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»,
ул.Некрасова, 20, г. Минск, 220040,
8(017) 285 78 35; 8(029) 102 31 20,
minova@academy.edu.by,
Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»,
1-й пер. Менделеева, 50/2, г. Минск, 8(017) 345-73-03; 8(029) 3463464
zahojaya@minsk.edu.by
Руководитель инновационного проекта:
Апанасенок Наталья Николаевна, директор государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»
ул.Заречная, 126А, аг.Бочейково, Бешенковичский район, Витебская область, 211371,
8(02131) 6 68 22; 8(02131) 6 59 79
sh.botcheik.schools@tut.by
ЛИТЕРАТУРА
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи : Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 № 82 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / pravo.by. – Дата доступа 06.01.2022.
- Положении о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 июня 2011 г. № 838 [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 06.01.2022.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы : Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / pravo.by. – Дата доступа: 06.01.2022.
- Программа патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 декабря 2021 г. №773 [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/. – Дата доступа 06.01.2022.
- Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020 – 2025 годы [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/. – Дата доступа 06.01.2022.
- Духовно-нравственные основы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения : материалы XVIII Свято-Евфросиниевских педагогических чтений, Полоцк, 31 октября – 1 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] / ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2020. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).
- Жывая спадчына Беларусі: інвентар не матэрыяльнай культурнай спадчыны [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://livingheritage.by/nks/. – Дата доступа: 06.01.2022.
- Кушнерёва, Л. А. Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма : факультатив. занятия в 5 (6)-м кл. : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Кушнерёва. – Минск : Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021. – 80 с.
- Минова, М. Е. Концептуальные аспекты духовно-нравственного воспитания обучающихся / М. Е. Минова // Зб. навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Выпуск 19. – Минск : АПО, 2022.
- Минова, М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / М. Е. Минова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.
- Патриотическое воспитание молодежи Республики Беларусь : современное состояние и перспективы развития : научно-методическое пособие / Л.С. Кожуховская [и др.]. – Минск : РИВШ, 2021. – 160 с.
- Повный, Ф. П., Николаенко, Г. И., Шимбалева, Е. Ю. и др. Духовность и патриотизм: Факультативные занятия «Основа духовно-нравственной культуры и патриотизма»: 5(6) класс: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения: в 2-х частях. - Ч. 1. – Минск: «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки», 2021. – 146 с.
- Повный, Ф. П., Николаенко, Г. И., Шимбалева, Е. Ю. и др. Духовность и патриотизм: Факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»: 5(6) класс: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения: в 2-х частях. – Ч. 2. — Минск: Изд-во «Беларусь», 2022
- Сапелкин, Е. П. Ценности гуманизма / Е. П. Сапелкин. – Минск : Победа, 2021. – 495 с.