РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность

Государственное учреждение образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района имени М.А.Высогорца» включено в перечень учреждений образования, на базе которых будет осуществляться инновационная деятельность в сфере образования в 2022/2023 учебном году (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»). Тема проекта «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся». Реализация проекта планируется на 2022 – 2025 годы.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия, порядок организации и деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
  2. Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляет свою деятельность во взаимодействии с управлением (комитетом) по образования облисполкома, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви (в рамках программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью), учреждениями образования, другими педагогическими, общественными организациями и объединениями, заинтересованными физическими лицами в рамках законодательства в сфере образования.
  3. Координацию деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляет областной (Минский городской) институт развития образования, Республиканский ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
  4. Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Положением, уставом учреждения образования.
  5. Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся не является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность как структурное подразделение учреждения образования.
  6. Создание, реорганизация и ликвидация ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

  1. Целью деятельности ресурсного центра является совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на традициях белорусского народа.
  2. Задачами деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся является:
  • осуществление информационно-методической поддержки педагогам учреждений образования по внедрению активных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся учреждений образования на христианских традициях белорусского народа;
  • обобщение и распространение эффективного педагогического опыта по направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся на христианских ценностях и традициях белорусского народа в соответствии с Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
  • информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
  • методическая помощь в научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;
  • обучение педагогических работников и законных представителей несовершеннолетних по актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания в современных условиях;
  • оказание консультативной методической помощи педагогическим работникам и законным представителям несовершеннолетним по направлениям духовно-нравственного воспитания учащихся.

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

  1. Организационно-методическая работа:
  • подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
  • участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере духовно-нравственного воспитания;
  • организация методических консультаций по конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания.
  1. Научно-методическая работа:
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;
  • подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
  • участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям духовно-нравственного воспитания;
  • организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
  1. Информационно-методическая работа:
  • формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере духовно-нравственного воспитания;
  • изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся;
  • разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания;
  • формирование медиатеки в сфере духовно-нравственного воспитания;
  • организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;
  • организация и осуществление выставочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на христианских традициях белорусского народа;
  • взаимодействие с другими ресурсными центрами, в том числе сетевое, по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

ГЛАВА 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

  1. Организация деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
  2. Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся открывается приказом начальника управления (председателя комитета) по образованию на срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.
  3. Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся планирует свою деятельность и определяет перспективы развития в соответствии с данным Положением и планом работы на учебный год, согласованным с управлением (комитетом) по образованию.
  4. На базе ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся могут действовать районные методические объединения педагогических работников, реализующих направления духовно-нравственного воспитания, творческие коллективы (группы) педагогов и учащихся.
  5. Для выполнения работ, связанных с осуществлением учреждением образования функций ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования (с их согласия) дополнительные обязанности и работы или привлекать иных лиц в порядке внешнего совместительства в соответствии с актами законодательства.
  6. При наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации (в том числе иностранные и международные), их отдельных работников, иных лиц.
  7. Руководитель ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся вправе предложения о поощрении своих работников и привлекаемых лиц.
  8. Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся ведет годовое планирование и отчитывается за год о проделанной работе.
  9. Деятельность ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам. Основанием для прекращения деятельности центра является приказ начальника управления (комитета) по образования.

ГЛАВА 5

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНЫМ ЦЕНТРОМ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

  1. Управление ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (председателем комитета) по образованию по согласованию с директором учреждения образования, на базе которого функционирует центр.
  2. Руководитель ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся несет ответственность за деятельность центра и подотчетен директору учреждения образования.
  3. Контроль за деятельностью ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляет директор учреждения образования, на базе которого он функционирует.
  4. Руководитель ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию учащихся формирует структуру ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся самостоятельно по согласованию с начальником управления (председателем комитета) по образованию.

ГЛАВА 6

ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

  1. Финансирование ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.
  2. Материально-техническая база ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся формируется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь.
  3. Не допускаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

ГЛАВА 7

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Положение о ресурсном центре по духовно-нравственному воспитанию учащихся утверждается приказом начальника управления (председателя комитета) по образованию.
  2. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

НА 2022/2025 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

 

№ п/п

Мероприятия

 

Сроки

Ответственный

Ожидаемые результаты

 

1. Подготовительный (январь – август 2022 г.)

1.1.

Инструктивно-методическое совещание-семинар «Нормативные документы по инновационной деятельности. Перспективные направления и ключевые направления организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»

Август 2022

Ружинская С.В.

 

 

Мотивационная готовность

участников

инновационной

деятельности

 

1.2.

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов по вопросам инновационной деятельности.

1 раз в месяц

Ружинская С.В.

Эффективное

взаимодействие участников

проекта

 

1.3.

Совещание при директоре. Обсуждение идеи и направлений реализации инновационного проекта: «Внедрение модели аграрной пропедевтики в аспекте преемственности дошкольного и общего среднего образования» 

Май 2022

Ружинская С.В.

Создание

инновационного проекта

 

1.4.

Изучение и анализ теоретических положений и педагогической практики по вопросам организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Апрель-август 2022

Участники инновационного проекта

Повышение теоретических знаний по вопросам организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

 

1.5.

Участие в семинаре «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся » 

Август-сентябрь

2022

 Ружинская С.В.

 

Решение

организационно-методических и других вопросов по созданию, запуску и реализации инновационного проекта

 

1.6.

Разработка системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности: создание рабочих материалов инновационного проекта, определение их эффективности и целесообразности

Март-июнь 2022

Ружинская С.В.

 

Создание

инновационного проекта

 

1.7.

Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности

Июль -

август 2022

 Мясоедова Т.Г.

Выявление готовности к инновационной деятельности

 

1.8.

Установочное совещание: формирование инновационной группы; распределение функциональных обязанностей между ее участниками.

Август-сентябрь

2022

Апанасенок Н.Н..

Распределение управленческих полномочий и принятие решений по реализации инновационного проекта

 

1.9.

Издание приказа об организации инновационной деятельности в на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь

август 2022

 

Апанасенок Н.Н.

 

Приказ

 

1.10.

Разработка системы стимулирования и материального поощренияпедагогов, участников инновационной деятельности

Август 2022

 

Апанасенок Н.Н.

 

Принятие управленческих решений по реализации инновационного проекта

 

1.11.

Обсуждение этапов сотрудничества участников инновационной деятельности Витебского областного института развития образования и учреждений образования Республики Беларусь

Ноябрь 2022

Участники

инновационного проекта

Эффективная реализация инновационного проект

 

2. Рефлексивно-диагностический (сентябрь 2022 – январь 2023 гг.)

1.       

2.1.

Ознакомление членов инновационной группы с правилами ведения документации в рамках реализации инновационного проекта

Сентябрь 2022

Ружинская С.В.

Дневники наблюдения

 

2.2.

Участие в производственной учёбе «Организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»

Сентябрь 2022

Ружинская С.В.

Повышение

профессиональной

компетентности участников

проекта

 

2.3.

Консультация «Важнейшие направления организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»

Октябрь 2022

Ружинская С.В.

 

Повышение

профессиональной компетентности участников инновационного проекта

 

2.4.

Участие в методологическом семинаре «Теоретические основы внедрения модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»

Ноябрь 2022

Ружинская С.В.

Повышение

профессиональной компетентности участников инновационного проекта

 

3. Практический (февраль 2023 г. – декабрь 2024 г.)

3.1.

Участие  в практикуме для участников инновационного проекта

Апрель 2023

Ружинская С.В.

 

Повышение

профессиональной компетентности участников инновационного проекта

 

3.2.

Участие в рефлексивных онлайн-совещаниях с участниками инновационного проекта

1 раз в месяц

Ружинская С.В.

 

Развитие рефлексивных умений участников

инновационного проекта

 

3.3.

Размещение материалов о ходе реализации инновационного проекта на сайте

1 раз в месяц

Ружинская С.В.

 

Информирование педагогических работников о

реализации

инновационного проекта

 

3.5.

Взаимодействие с консультантами инновационного проекта

В течение 2023-2024 гг.

Ружинская С.В.

 

Эффективная реализация инновационного проекта

 

3.6.

Постоянно действующий семинар «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности»

В течение 2023-2024 гг.

Участники

инновационного проекта

Обучение и индивидуальное сопровождение по работе организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

 

3.8.

Организация консультативного пункта по реализации мероприятий, связанных с реализацией инновационного проекта для участников инновационного проекта и педагогических работников

В течение 2023-2024 гг.

Ружинская С.В.

 

Сопровождение по вопросам

организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

 

3.9.

Ведение индивидуального дневника продвижения по маршруту участников инновационного проекта

Февраль 2023, Декабрь 2024

Участники

инновационного проекта

Эффективная

реализация

инновационного проекта

 

  4. Обобщающий (январь 2025 – август 2025 гг.)

 

4.1.

Участие в  фестивале по итогам реализации инновационного проекта

Апрель-май 2025

Ружинская С.В.

 

Обмен опытом

 

4.2.

Мониторинг результатов инновационной деятельности. Подготовка отчета по реализации инновационного проекта в 2024/2025 учебном году

Июнь-июль 2025

Ружинская С.В.

 

Определение

эффективности реализации

инновационного проекта

 

             

 

Программа инновационной деятельности

«Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся» государственного учреждения образования         «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им.М.А.Высогорца"»

 

Этап/срок реализации

Основные направления

Организационно-управленческое обеспечение

Информационно-аналитическое обеспечение

 

Научно-методическое обеспечение

Работа с педагогами

 

Психолого-педагогическое сопровождение

Планируемые результаты

Подготовительный (январь 2022-август 2022)

 

1.Формирование коллективного субъекта управления инновационной деятельностью:

‒определение направления инновационной деятельности на основе проблемного анализа;

‒формирование инновационной команды;

‒разработка идеологии и стратегии деятельности педагогического коллектива в условиях реализации инновации.

2.Внесение корректив в Программу развития учреждения образования, фиксирующих план реализации инновации.

3.Оформление документов (локальных нормативных актов) для получения статуса – учреждение образования, реализующее инновационный проект, и организации инновационной деятельности.

4. Разработка системы стимулирования и материального поощрения педагогов, участников инновационной деятельности.

1.Анализ педагогической деятельности учреждения образования (за 3 года) и выявление проблем реализации образовательного процесса.

2.Популяризация инновационной идеи в рамках информационного поля учреждения образования.

3.Составление и представление аннотированных списков научной и научно-методической литературы по теме проекта.

1.Консультационная помощь педагогическому коллективу в выборе инновационной идеи для разрешения вывяленных проблем.

2.Разработка совместно с консультантом инновационной модели, технологии и программы ее реализации.

3.Выявление рисков реализации инновационного проекта, определение мер по их предотвращению.

 

1.Обсуждение и принятие педагогическим коллективом идеи необходимых и целенаправленных нововведений в деятельность учреждения образования.

2.Осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности.

3.Обсуждение рисков реализации инновационного проекта и путей их предотвращения.

 

 

1.Диагностика педагогического коллектива на предмет:

‒выявления готовности к реализации инновационного проекта,

‒наличия и преодоления барьеров инновационной деятельности.

1.Инновационный проект как пакет документации;

как стратегия и тактика инновационной деятельности учреждения образования.

2.Мотивационная и когнитивная готовность инновационной команды и педагогического коллектива  в целом к реализации проекта в учреждении образования.

Рефлексивно-диагностический (сентябрь 2022-январь 2023)

 

1.Формирование локальной нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность в учреждении образования.

2. Корректировка и реализация программы и плана мониторинговых мероприятий в рамках проекта.

3. Формирование локальных методических подструктур (школа молодого учителя, школа повышения педагогического мастерства, школа эффективного педагогического опыта; проблемные и творческие группы; постоянно действующий семинар).

4.Организация инновационно-экспертного совета учреждения образования.

 

1.Создание информационно-насыщенной среды:

‒оптимизация информационных потоков, отражающих ход и содержание инновационной деятельности в рамках проекта;

‒создание информационно-аналитического центра, обеспечивающего трансляцию образцов педагогического опыта.

2. Обеспечение сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности с целью кооперации в области формирования педагогического опыта.

1.Консультационная помощь в определении тем педагогических исследований в рамках проекта (на основе данных диагностики и самодиагностики).

2. Организация и проведение методологического семинара «Теоретические основы внедрения модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся».

 

1.Входная самодиагностика:

‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений;

‒уровня педагогической деятельности;

‒уровня педагогического опыта.

2.Освоение:

‒ цикла рефлексивной деятельности;

‒технологии рефлексивного анализа педагогической деятельности.

3. Организация постоянно действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности».

4. Организация тренингов «Определение затруднений в профессиональной деятельности педагогов».

1.Определение диагностических методик, необходимых для выявления уровня сформированности рефлексивной компетентности субъектов инновационной деятельности.

2. Осуществление входной диагностики.

 

1.Выявлен уровень сформированности рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; уровень педагогической деятельности;

уровень педагогического опыта.

2. Выявлены проблемные поля в индивидуальной профессиональной деятельности педагогов.

3. Организовано обучение педагогов в рамках проекта и на основе диагностики.

Практический (февраль 2023-декабрь 2024)

 

1. Организация деятельности  инновационно-экспертного совета учреждения образования по направлениям:

‒экспертная оценка материалов инновационной деятельности, предоставляемых на педагогические советы;

‒ экспертная оценка материалов педагогического опыта, рекомендуемых для печати, для участия в конкурсах методических разработок, семинарах, конференциях и т.д.;

‒утверждение тем индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта;

‒ составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО.

2.Проведение педагогических советов «Презентация образцов эффективного педагогического опыта».

3. Создание условий для повышения квалификации педагогов в области осуществления инновационной деятельности:

‒внутри УО (тренинги, семинары, УДИ);

‒вне УО (ИРО, АПО и др.)

4. Создание условий для реализации педагогических инициатив.

5. Создание условий для эффективной работы виртуального методического кабинета (отдельной рубрики кабинета), предоставляющего учебно-методические материалы для участников инновационной деятельности.

1.Организация деятельности информационно-аналитического центра по направлениям:

‒информирование педагогической общественности о ходе инновационной деятельности;

‒предоставление информации на сайт УО о реализации проекта;

‒создание банка данных эффективных образцов педагогического опыта;

‒предоставление научно-методических материалов инновационной деятельности в  виртуальный методический кабинет;

‒трансляция эффективных образцов педагогического опыта (локальный печатный орган, и т.д.).

2. Организация онлайн-конференций, вебинаров, форумов и др.

3. Консультирование по вопросам осуществления инновационной деятельности в онлайн-режиме.

4. Поддержка сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, основанного на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности, и направленного на формирование эффективного педагогического опыта.

1. Консультационная помощь по вопросу организации и проведения постоянно действующего семинара, учебных деловых игр, программы работы творческих и проблемных групп.

2. Организация консультирования по вопросу определения программы и плана реализации индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта.

3. Проведение методологического семинара «Педагогический опыт как фактор непрерывного личностно-профессионального развития педагога».

4. Проведение методологического семинара «Обобщение и представление опыта профессиональной деятельности педагога».

5. Проведение методологического семинара «Организационно-методические условия аттестации педагогических кадров».

6. Консультационная помощь при осуществлении экспертной оценки материалов педагогического опыта, представленных к трансляции и распространению.

1. Организация постоянно действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности» по следующим направлениям:

‒ эффективный педагогический опыт как результат непрерывного личностно-профессионального развития и образования педагога;

‒моделирование педагогического опыта (построение эмпирической и нормативной; проблемной и прогностической);

‒ освоение технологии оформления педагогического опыта;

‒разработка механизмов трансляции педагогического опыта;

‒проектирование педагогического опыта;

‒эффективный педагогический опыт как условия успешной аттестации педагогических кадров;

‒рефлексивность педагога как условие рефлексивности ученика.

2. Проведение индивидуального педагогического исследования в рамках инновационного проекта и в соответствии с выявленным проблемным полем профессиональной деятельности.

3.Учебная деловая игра «Разработка критериев эффективного педагогического опыта по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся».

4. Учебная деловая игра «Технология оформления педагогического опыта».

5. Групповая работа педагогов в рамках методических творческих формирований по оформлению индивидуального педагогического опыта.

6. Индивидуальная работа учителей по оформлению педагогического опыта.

1. Осуществление промежуточной диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2. Оказание консультативной помощи педагогам по вопросам самодиагностики.

3. Просветительская работа в области повышения эффективной педагогической деятельности в рамках проекта.

4. Индивидуальное консультирование педагогов, участников инновационной деятельности, по психолого-педагогическим вопросам в рамках проекта.

5. Содействие созданию психологически комфортной атмосферы взаимодействия участников инновационного проекта, основанной на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности (психологические тренинги).

1. Определенный уровень сформированности (более высокий) у педагогов, участников инновационной деятельности: ‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений и навыков;

‒ уровень педагогической деятельности;

‒уровень педагогического опыта.

2. Программа и план, промежуточные итоги реализации индивидуальных педагогических исследований участников инновационной деятельности.

3. Оформленный индивидуальный педагогический опыт учителей, участников инновационной деятельности.

4. Апробированные на практике механизмы представления, трансляции, популяризации образцов эффективного педагогического опыта (мероприятия, публикации, сборники, дидактические разработки, сайты, блоги и др.).

5. Банк образцов эффективного педагогического опыта УО.

6. Разработки виртуального методического кабинета.

7. Справка о промежуточных результатах реализации инновационного проекта.

Обобщающий (январь 2025 – август 2025)

 

1. Организация деятельности инновационно-экспертного совета учреждения образования по направлениям:

‒анализ, экспертная оценка полученных результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями проекта;

‒составление и анализ итоговых  отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО;

‒презентация, содействие распространению образцов эффективного педагогического опыта (выставки, электронные материалы, открытые заседания творческих групп и др.);

‒подготовка методических материалов по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику;

‒обобщение инновационного опыта УО.

2. Проведение педагогических советов по итогам и распространению инновационного опыта.

3. Организация мероприятий по представлению инновационного опыта:

‒методические декадники;

‒серии открытых уроков и мероприятий;

‒семинары и др.

4. Организация мероприятий по обмену инновационным опытом с УО, детскими и молодежными объединениями, работающими по аналогичной инновационной модели.

5. Внесение корректив в Программу развития учреждения образования, изменение модели педагога в соответствии с эффективными результатами инновационной деятельности.

1. Организация деятельности информационно-аналитического центра по направлениям:

‒информирование педагогической общественности о результатах инновационной деятельности;

‒предоставление информации на сайт УО о результатах реализации проекта;

‒пополнение банка данных эффективных образцов педагогического опыта;

‒трансляция эффективных образцов педагогического опыта как в информационной поле УО, так и региона, республики.

2. Организация онлайн-конференций, вебинаров, форумов и др. по результатам инновационной деятельности.

3. Популяризация, рекламные акции, отражающие профессиональные достижения, эффективный педагогический опыт участников инновационной деятельности и УО в целом.

 

1. Консультационная помощь по вопросам:

‒анализа и систематизации материалов по итогам реализации инновационной деятельности;

‒оформления индивидуального педагогического опыта участников инновационной деятельности;

‒систематизации и обобщения материалов индивидуальных педагогических исследований  в рамках проекта;

‒разработки программы презентации и механизмов трансляции образцов эффективного педагогического опыта.

2. Консультационная помощь при подготовке отчетных материалов по итогам реализации инновационного проекта.

3. Проведение методологического семинара «Инновационная компетентность как фактор непрерывного профессионального развития и образования педагога в процессе реализации инновационного проекта».

1. Итоговая самодиагностика:

‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений;

‒уровня педагогической деятельности;

‒уровня педагогического опыта.

2.Анализ и систематизация результатов инновационной деятельности.

3.Оформление и презентация индивидуального опыта педагогической деятельности (по 2-3 проблемам).

4. Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта.

5. Разработка и предоставление отчетных материалов по результатам инновационной деятельности.

6. Организация и проведение мероприятий по презентации образцов эффективного педагогического опыта:

‒выставки методических материалов, электронных разработок, пособий, статей, дидактических сборников и др.;

‒проведение серии открытых уроков и мероприятий, отражающих эффективный опыт индивидуальной профессиональной деятельности;

‒подготовка и проведение мастер-классов, открытых заседаний творческих групп, педагогических студий, клубов и др.

1.Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2. Проведение психологических тренингов, направленных на формирование микроклимата, ориентированного на обмен инновационным опытом и сотрудничество.

3. Консультационная помощь по вопросам продолжения личностно-профессионального развития педагогов, завершивших реализацию инновационного проекта.

1.Выявлен итоговый уровень сформированности рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; уровень педагогической деятельности;

уровень педагогического опыта.

2. Определена динамика диагностических показателей и мера их соответствия критериям и показателям проекта.

3. Оформленный индивидуальный педагогический опыт (по 2-3 проблемам) участников инновационной деятельности.

4.Сборники образцов эффективного педагогического опыта УО.

5. Справка об итоговых результатах реализации инновационного проекта.

6. Методические материалы по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику.

7. Банк образцов эффективного педагогического опыта УО.

Министерство образования Республики Беларусь

Главное управление по образованию Витебского облисполкома

Отдел по образованию Бешенковичского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»

 

                                                                    Инновационный проект

Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

 

Сроки реализации: 2022– 2025

Руководитель проекта:

Апанасенок Наталья Николаевна,

Директор

Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»

211371, Витебская область, Бешенковичский район, аг.Бочейково, ул.Заречная, 126А

8(02131) 6 68 22; 8(02131) 6 59 79

sh.botcheik.schools@tut.by

Консультанты проекта:

Минова Марина Евгеньевна,

Заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования

Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

ул. Некрасова, 20, г. Минск, 220040,

8(017) 379 78 35; 8(029) 102 31 20,

minova@academy.edu.by,

Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»,

1-й пер. Менделеева, 50/2, г. Минск, 8(017) 345-73-03; 8(029) 3463464

zahojaya@minsk.edu.by

 

Информационная характеристика проекта

 

  1. Название проекта:

Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

 

  1. Разработчики проекта:

Ружинская Светлана Валерьевна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»

Бакановская Елена Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца».

Мясоедова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца».

Сорокина Ольга Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.высогорца».

Протас Марина Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца».

 

  1. Научное сопровождение проекта:

Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;

Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»;

 

  1. Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
  2. Государственное учреждение образования «Гимназия №11 г. Минска»;
  3. Государственное учреждение образования «Гимназия №15 г. Минска»;
  4. Государственное учреждение образования «Средняя школа №10 г. Минска»;
  5. Государственное учреждение образования «Средняя школа №136 г. Минска»;
  6. Государственное учреждение образования «Средняя школа №191 г. Минска»;
  7. Государственное учреждение образования «Ясли-сад-базовая школа №15 г.Полоцка»;
  8. Государственное учреждение образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»;
  9. Государственное учреждение образования «Дисненская средняя школа»;
  10. Государственное учреждение образования «Браславская средняя школа № 2»;
  11. Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.Новополоцка»

 

  1. Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывающего проект:

211371 Витебская область, Бешенковичский район, аг. Бочейково,

ул. Заречная, 126А, sh.botcheik.schools@tut.by

  1. Сроки проведения инновационной деятельности:

2022 – 2025 годы

 

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг.

Потребность общества в воспитании нравственно зрелой личности определяет необходимость создания условий для формирования духовных и нравственных ценностей детей, подростков, молодых людей в семье, учреждениях образования, общественных объединениях.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи предусматривает формирование нравственной культуры и приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям. Духовно-нравственное воспитание обучающихся выступает как профессионально организованный целостный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения духовных и нравственных ценностей, которые определяют цели, задачи, принципы, нормы и основные направления деятельности. Духовно-нравственное воспитание обучающихся эффективно осуществляется в процессе взаимодействия учреждений образования, социальных институтов, общественных объединений. Особую значимость обретает сотрудничество с религиозными организациями, в частности, с Белорусской православной церковью в рамках Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви (2004-2006, 2007-2010, 2011-2014, 2015-2020, 2020-2025 годы).

Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между: социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют ее формированию; необходимостью формирования духовных и нравственных ценностей обучающихся в семье, учреждениях образования, общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностью педагогической практики в научном осмыслении процессов духовно-нравственного воспитания в системе взаимодействия учреждений образования, социальных институтов, общественных объединений и недостаточностью научных исследований, раскрывающих его теоретические и методические основы.

Преодоление названных противоречий, актуальность и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся».

В учреждении образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца» создан ресурсный центр, и есть потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. В учреждении образования обучается 87 учащихся. Из них 5 обучаются по программе факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», 3 – по программе факультативных занятий «Основы православной культуры». Среди них 30 участников волонтерской деятельности духовно-нравственной направленности.

Педагогические работники учреждения образования должны создать условия для организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:

- проанализировать нормативные правовые документы, философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра;

-  внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- разработать механизм внедрения модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в социальное пространство учреждения образования, региона;

- определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- создать благоприятные условия для деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.

Новизна инновационного проекта заключается:

- в апробации и внедрении модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели и инновационного педагогического опыта организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уровне региона, республики.

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Духовно-нравственное воспитание предусматривает формирование нравственной культуры и приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям.

Теоретические основы, сущность, характеристики и функции ценностей и ценностных ориентаций раскрываются в работах философов и социологов Л.М. Архангельского, Н.А. Бердяева, А.С. Богомолова, М. Вебера, В. Виндельбанда, Г.П. Выжлецова, Б.С. Гершунского, Д. Дьюи, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, И.С. Нарского, В.В. Розанова, Т. Парсонса, Г. Риккерта, В.С. Степина, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринова, В. Франкла,  Э. Фромма, В.А. Штофа, В.А. Ядова и др.

Нравственные ценности как фактор общественного развития рассматриваются в исследованиях А.А. Гусейнова, Е.В. Зеленковой, И.С. Кона, А.С. Лаптенка, С.Д. Лаптенка, В.Т. Мишаткиной, А.И. Титаренко, в которых представлены результаты сравнительно-исторического анализа развития морали и нравственных ценностей, а также раскрывается их сущность, функции и механизмы влияния на развитие общества и воспитание личности.

В педагогической теории неоднократно подчеркивалась значимость педагогического влияния на формирование нравственных ценностей детей, подростков, молодежи. В работах выдающихся советских педагогов Н.К. Крупской, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого подчеркивается необходимость комплексного формирования нравственных знаний, убеждений, отношений, чувств, поступков личности в процессе взаимодействия в коллективе, общественно полезного труда.

В работах белорусских ученых К.В. Гавриловец, А.С. Зубра, В.Т. Кабуша, Ф.В. Кадола, И.И. Казимирской, Н.К. Катович, А.И. Кочетова, А.П. Сманцера, М.А. Станчиц, Ф.И. Храмцовой, В.В. Чечета обосновывается необходимость гуманизации образовательного процесса на основе ценностного подхода, способствующего формированию нравственно зрелой личности обучающегося.

Особое внимание в разработке концептуальных подходов к проблеме  духовно-нравственного воспитания уделено психологическим аспектам формирования ценностей и ценностных ориентаций личности и социальной группы, которые раскрываются в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Л.Г. Почебут, Л.И. Уманского, Д.И. Фельдштейна и др.

При изучении проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся проанализированы теоретические положения Н.А. Асташовой, М.А. Вейта, Б.С. Гершунского, И.К. Журавлева, М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, И.Я. Лернера, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Н.С. Розова, В.А. Сластенина, в которых ценности рассматриваются как цели и содержание процесса воспитания, а ценностные ориентации – как результат присвоения личностью социокультурных ценностей общества.

В работах Е.В. Бондаревской, В.П. Зинченко, В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, Л.П. Разбегаевой, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. обоснована необходимость ориентации воспитания на общечеловеческие ценности, при этом первостепенное внимание уделяется нравственным ценностям как приоритетам образования и воспитания.

Процесс научно обоснованного, целенаправленного духовно-нравственного воспитания обучающихся опирается на следующие основополагающие подходы:

– аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания. Нравственные (моральные) ценности определяются как общественные идеалы, императивы, принципы, выработанные человеческой культурой, являющиеся продуктами общественного сознания. Они существуют в трех основных формах: 1) общественные идеалы, абстрактные представления об атрибутах должного (добро, истина, красота и др.); 2) социальные нормы, принципы, правила, образцы, обладающие социально-историческим значением для общества и личностным смыслом для индивида; 3) конкретные воплощения ценностей (нравственное значение личности (группы), ее мотивов, чувств, ориентаций, поступков или нравственные характеристики общественных институтов). Нравственные ценности составляют систему, которую необходимо рассматривать как целостную совокупность взаимосвязанных элементов (идеалов, принципов, норм, правил, образцов, конкретных воплощений) в единстве сущностных характеристик, содержательных аспектов и проявлений;

– личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, С.И. Осипова, Г.К. Селевко, В.В. Сериков и др.), который предусматривает индивидуализацию и творческую направленность процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся. Этот подход предполагает создание условий для самореализации личности, диагностики и развития ее индивидуальных творческих возможностей. Именно личность обучающегося является основным субъектом духовно-нравственного воспитания. Главной целью воспитания является формирование и развитие личности, умеющей жить и действовать в условиях быстро изменяющегося мира, способной самостоятельно и творчески мыслить, обладающей духовной и нравственной культурой, широкими, глубокими и постоянно обновляющимися знаниями, стремящейся к самосовершенствованию. Достижение поставленной цели становится возможной при использовании в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся теоретических основ и технологии личностно ориентированного подхода. Образование и воспитание понимается не просто как передача знаний, опыта, ценностей, а процесс их индивидуализации, наделения их с личностным смыслом. Личностно ориентированный подход ставит задачу помочь учащемуся осознать свою индивидуальность, разобраться в своих способностях, попытаться определить свое предназначение;

– деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и др.), основным принципом которого является принцип единства сознания и деятельности, предполагающий взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности. Установлено, что сознание человека формируется в процессе интериоризации практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. С позиции этого подхода важнейшим принципом формирования личности является идея деятельностного опосредования, суть которой заключается в производности личностных образований от реального бытия и опыта субъекта. В основу данного подхода заложены идеи Л.С. Выготского о том, что личность в активной форме должна присваивать исторический опыт человечества, важным элементом которого являются ценности. Воспитание личности происходит в процессе деятельности, обладающей нравственным смыслом, личностной и социальной значимостью, в процессе и результате которой личность приобретает нравственный опыт. В процессе деятельности обучающиеся могут реализовать свои сущностные силы, формировать и развивать духовные и нравственные качества, опираясь при этом на выработанные нравственные ценностные ориентиры;

– системный подход, с позиций которого образование и воспитание рассматриваются как системы, обладающие определенными структурами, но не сводимые к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре. В процессе духовно-нравственного воспитания формируется нравственная культура личности – интегративное личностное образование, включающее ценностные ориентации, знания, убеждения, чувства, мотивы, умения и навыки. Нравственная культура личности проходит последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры, которые приводят к повышению или понижению ее общего уровня и уровней ее структурных элементов (культуры сознания, культуры чувств, культуры поведения и др.);

- компетентностный подход нацелен на формирование личности, обладающей готовностью и способностью жить и взаимодействовать в современном быстро меняющемся мире (А.В. Хуторской, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кукуев, JI.A. Петровская, П.В. Растянников, Е.В. Сидоренко, Д. Хаймс и др.). С позиции этого подхода формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности и культуры.

Реализация основных концептуальных подходов к духовно-нравственному воспитанию обучающихся предполагает соответствующую подготовленность педагогических кадров, непрерывное, с учетом социально-культурных реалий, повышение их квалификации, обмен эффективным опытом, выявление результативности инновационных форм, методов, приемов. Решению данных задач в существенной степени способствует эффективное функционирование ресурсных центров, позволяющих накапливать, обобщать и транслировать опыт педагогической деятельности, взаимодействия учреждений образования с социальными институтами, религиозными организациями, общественными объединениями в области воспитания детей и молодежи.

Содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся может осуществляться через интеграцию воспитательного потенциала учебных предметов, изучения факультативных курсов и на занятиях объединений по интересам, а также путем включения духовно-нравственного компонента в воспитательные мероприятия. Непременным условием эффективности данной работы является высокий уровень профессиональной компетентности педагогического работника в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания.

 

Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований

Исследование по теме инновационного проекта осуществлялось в рамках научно-исследовательской темы: «Разработать научно-методическое обеспечение деятельности ресурсных центров по духовно нравственному воспитанию обучающихся» (№ ГР 20211207, 2021 г.).

В результате экспериментальной деятельности, прикладных научных исследований разработаны структурно-функциональная модель деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся и научно-методическое обеспечение деятельности ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, включающее:

пособия «Духовность и патриотизм: Факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»: 5(6) класс» в 2-х частях и др.;

программу факультативных занятий для учащихся V, VI классов учреждений общего среднего образования «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»;

методические разработки интерактивных занятий, проектов, игр, коллективных творческих дел, семинаров для учащихся, педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

 

Готовность государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца» к инновационной деятельности подтверждает наличие необходимых условий и ресурсов: педагогический коллектив обладает высоким уровнем профессионализма; имеется высокий уровень мотивации сотрудников к инновационной деятельности.

С 2008 года в учреждении образования организован и проводится факультатив «Основы православной культуры».

Учителя начальных классов тесно сотрудничают с православной Спасо-Преображенской Церковью  агрогородка Бочейково. Иерей Сергий рассказывает ребятам о нравственных ценностях христиан. Ребята читают стихи, инсценируют сказки, исполняют песни.

Традиционно в школе проходят мероприятия по духовно-нравственному воспитанию: праздник Покрова Пресвятой Богородицы, праздник Христова Воскресения, День матери, праздника Пасхи, акции «Помоги другу», «Прояви милосердие», «Твори добро» и т.д.

Ежегодно коллектив школы принимает активное участие в празднике «Спас в Бочейково», участвует в районном смотре-конкурсе детских коллективов «Святочная скарбонка», где занимают призовые и победные места.

В 2020/2021 учебном году ученики 1 класса и классный руководитель Протас М.П. приняли участие во 2 Международном фестивале искусств «Вёска Фэст» в номинации «Театральное творчество» (традиции праздника «Зялёныя святкі») и награждены диплом 2 степени. Участвовали в «19 Пасхальном фестивале в г. Витебске».

Педагоги школы принимают участие в ежегодных Туровских Епархиальных Образовательных Чтениях, в Республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических Чтениях.

 

Основные направления и методы работы в рамках модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся:

  1. Организационно-методическая работа:

- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;

- участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере духовно-нравственного воспитания;

- организация методических консультаций по конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания.

  1. Научно-методическая работа:

- проведение научно-исследовательской работы по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;

- подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;

- участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям духовно-нравственного воспитания;

- организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;

  1. Информационно-методическая работа:

- формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере духовно-нравственного воспитания;

- изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся;

- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания;

- формирование медиатеки в сфере духовно-нравственного воспитания;

-организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;

- организация и осуществление выставочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на христианских традициях белорусского народа;

- взаимодействие с другими ресурсными центрами, в том числе сетевое, по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Критерии и показатели оценки эффективности инновационного проекта

Критерии и показатели компетентности педагогов в сфере организационно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания обучающихся

Критерии

Показатели

Инструментарий

Профессиональный рост педагога

 

- положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство;

- профессиональные и личностные достижения педагогов;

- участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив, а также мероприятий по взаимодействию с религиозными организациями, общественными объединениями.

Аттестация на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории.

контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой), анкеты (самоанализ).

 

Уровень педагогической деятельности

 

положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный;

локально-моделирующий, системно-моделирующий.

анкета по самоанализу, анализ результатов деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, интервью, инструментарий фокус-групп

Обобщение педагогического опыта

- положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования);

система открытых мероприятий по теме опыта;

- публикации (как электронные, так и печатные);

- представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности;

- выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах.

анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп,

метод экспертных оценок

 

Авторские методические продукты

разработка и выпуск авторских продуктов: методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы.

анкеты,

метод экспертных оценок

Продуктивность образовательного процесса

- положительная динамика сформированности духовно-нравственной культуры и патриотизма обучающихся;

- динамика повышения качества знаний в области коммуникации, положительного развития мотивов, коммуникативных, оценочных и рефлексивных умений обучающихся.

анкеты, методы диагностики сформированности компонентов духовно-нравственной культуры и патриотизма обучающихся

Удовлетворенность результатами инновационной деятельности

 

степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью

анкеты, интервью

Рефлексивная педагогическая компетентность

осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе духовно-нравственных ценностей;

отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности;

повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности

анкеты, интервью,

контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта

Взаимодействие всех участников  инновационной деятельности

- создание системы взаимодействия субъектов деятельности ресурсного центра по духовно нравственному воспитанию обучающихся;

- установление партнерских отношений с религиозными организациями, общественными объединениями;

- благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.

анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности

Качество управления инновационным процессом

- рациональное планирование инновационной деятельности;

мониторинг, анализ и контроль качества инновационной деятельности;

- наличие системы стимулирования педагогических работников.

анкеты, интервью,

наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок

 

Критерии и показатели компетентности руководителей учреждений образования в сфере организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Критерии

Показатели

Инструментарий

Академические компетенции

 - знание теоретико-методологических и концептуальных подходов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- нормативная правовая база по вопросам образования, молодежной политики, взаимодействия с религиозными организациями, общественными объединениями;

- знание возрастных психологических особенностей обучающихся;

- знание социокультурных факторов и условий духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- знание теоретических и методических основ деятельности ресурсного центра.

анкеты,

метод экспертных оценок

Управленческие

- способность к системному анализу деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- способность к подбору и мотивации персонала для работы в ресурсном центре по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- владение информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими поиск необходимой информации, эффективную коммуникацию с государственными учреждениями и общественными объединениями с целью организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра;

- содействие самоуправлению и соуправлению, способность к формированию корпоративной культуры учреждения образования.

анкеты,

бланки фокус-групп

Социально-личностные

 - установка на признание ценности личности обучающегося, реализация этого признания в деятельности;

- уважение ценностей, прав, интересов обучающихся;

- установка на нравственно-ориентированный, демократический стиль общения, взаимодействия: педагогов, обучающихся и родителей;

- установка на продвижение в учреждении образования нравственных ценностей диалога и сотрудничества педагогов, учащихся и родителей;

- учет возрастных психологических особенностей учащихся;

- установка на создание условий для формирования и развития духовно-нравственной культуры обучающихся в процессе обучения, воспитания, социально значимой деятельности, взаимодействия с религиозными организациями и общественными объединениями.

анкеты, интервью, метод экспертных оценок

 

 Критерии и показатели сформированности духовно-нравственной культуры обучающихся

 

Критерии

Показатели

Инструментарий

Когнитивный

познавательный интерес к духовным и нравственным ценностям;

знания, представления, понятия о духовных и нравственных ценностях, их содержательных аспектах, особенностях проявления в реальной практике деятельности и общения

анкеты, наблюдения, методы диагностики сформированности нравственных ценностей и ценностных ориентаций

Мотивационный

духовно-нравственная направленность личности обучающегося;

принятие ценностей белорусского общества;

понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;

мотивы саморазвития, самореализации, действия для «другого» с позиции духовно-нравственных ценностей

анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,

методы диагностики сформированности нравственных ценностей и ценностных ориентаций

Действенно-практический

действенно-практические и

коммуникативные компетенции (способности, умения и навыки);

способность к саморегуляции, дисциплинированность;

вовлеченность в волонтерскую и благотворительную деятельность;

активное участие в акциях и мероприятиях духовно-нравственной направленности и патриотической направленности;

способность противостоять негативным тенденциям

анкеты,

инструментарий для анализа результатов деятельности,

методы диагностики сформированности нравственных ценностей и ценностных ориентаций

Рефлексивно-оценочный

рефлексивные и оценочные компетенции (способности, умения и навыки)

анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,

методы диагностики сформированности нравственных ценностей и ценностных ориентаций

Ожидаемые результаты:

При реализации данного инновационного проекта будет создано единое образовательное пространство в системе взаимодействия учреждения образования (ресурсного центра) и религиозных организаций, общественных объединений, которая способствует формированию и развитию духовно-нравственной культуры обучающихся.

Будет апробирована и внедрена модель организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, которая будет обеспечивать формирование и развитие духовно-нравственной культуры обучающихся.

Будет реализована система эффективных методов и форм, методик и технологий духовно-нравственного воспитания обучающихся, деятельности ресурсного центра.

Реализация инновационного проекта будет содействовать:

- воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности обучающегося, обладающей духовно-нравственной культурой;

- реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся, молодежной политики в учреждениях образования;

- практическому решению проблем формирования и развития духовно-нравственной культуры обучающихся;

- внедрению эффективных методов, форм, методик и технологий духовно-нравственного воспитания обучающихся, взаимодействия с религиозными организациями, общественными объединениями;

- повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды, направленной на формирование и развитие духовно-нравственной культуры обучающихся.

Ресурсы

 Материально-техническое обеспечение:

Учебно-материальная база УО соответствует действующим нормативам, оборудование помещений – правилам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.

В учреждении имеются учебные кабинеты, актовый зал, учебно-методический кабинет. Практически все кабинеты имеют достаточную наглядно-дидактическую и методическую базу, электронные средства обучения. Компьютеры подключены к сети широкополосного Интернета, что позволяет педагогам и администрации широко использовать Интернет-ресурсы в образовательной и управленческой деятельности.

Кадровое обеспечение:

  В реализацию проекта будут включены директор, заместители директора, специалисты социально-педагогической и психологической службы, учителя, в том числе учителя, выполняющие функции классных руководителей.

 Участники проекта:

 

Ф.И.О

 

Должность

Образование

Категория

Стаж

в должности

1

Апанасенок Наталья Николаевна

Директор

Высшее

Первая

1 год

2

Ружинская Светлана Валерьевна

Заместитель директора по учебной работе

Высшее

Первая

8 лет

3

Плиско  Инна Алексеевна

Заместитель директора по воспитательной работе

Высшее

Вторая

1 год

4

Мсоедова Татьяна Геннадбевна

Педагог социальный

Высшее

Первая

14 лет

5

Бакановская Елена петровна

Учитель начальных классов

Высшее

Высшая

35 лет

6

Мсоедова Татьяна Геннадбевна

Учитель начальных классов

Высшее

Первая

8 лет

7

Протас Марина Петровна

Учитель начальных классов

Высшее

Высшая

26 лет

8

Сорокина Ольга Алексеевна

Учитель начальных классов

Высшее

Высшая

35 лет

9

Муравская Зинаида Николаевна

Учитель трудового обучения, 

Высшее

Первая

35 лет

10

Плиско Инна Алексевна

Учитель русского языка и литературы, 

Высшее

Первая

7 лет

11

Протас Виктор Павлович

Учитель биологии и географии, кл.руководитель

Высшее

Первая

24 года

12

Щуко Любовь Ильинична

Учитель белорусского языка и литературы, кл.руководитель

Высшее

Высшая

35 лет

13

Пушко Василий Владимирович

Учитель математики, кл.руководитель

Высшее

Высшая

27 лет

 

Финансово-экономическое обеспечение:

         Финансирование реализации инновационного проекта будет осуществляться из средств республиканского бюджета; спонсорских средств.

 

Управление проектом

Консультанты инновационного проекта:

Минова Марина Евгеньевна,

заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»,

ул.Некрасова, 20, г. Минск, 220040,

8(017) 285 78 35; 8(029) 102 31 20,

minova@academy.edu.by,

Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»,

1-й пер. Менделеева, 50/2, г. Минск, 8(017) 345-73-03; 8(029) 3463464

zahojaya@minsk.edu.by

 

         Руководитель инновационного проекта:

Апанасенок Наталья Николаевна, директор государственного учреждения образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района им. М.А.Высогорца»

ул.Заречная, 126А, аг.Бочейково, Бешенковичский район, Витебская область, 211371,

8(02131) 6 68 22; 8(02131) 6 59 79

sh.botcheik.schools@tut.by

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи : Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 № 82 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / pravo.by. – Дата доступа 06.01.2022.
  2. Положении о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 июня 2011 г. № 838 [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 06.01.2022.
  3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы : Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / pravo.by. – Дата доступа: 06.01.2022.
  4. Программа патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 декабря 2021 г. №773 [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/. – Дата доступа 06.01.2022.
  5. Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020 – 2025 годы [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/. – Дата доступа 06.01.2022.
  6. Духовно-нравственные основы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения : материалы XVIII Свято-Евфросиниевских педагогических чтений, Полоцк, 31 октября – 1 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] / ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2020. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).
  7. Жывая спадчына Беларусі: інвентар не матэрыяльнай культурнай спадчыны [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://livingheritage.by/nks/. – Дата доступа: 06.01.2022.
  8. Кушнерёва, Л. А. Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма : факультатив. занятия в 5 (6)-м кл. : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Кушнерёва. – Минск : Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021. – 80 с.
  9. Минова, М. Е. Концептуальные аспекты духовно-нравственного воспитания обучающихся / М. Е. Минова // Зб. навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Выпуск 19. – Минск : АПО, 2022.
  10. Минова, М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / М. Е. Минова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.
  11. Патриотическое воспитание молодежи Республики Беларусь : современное состояние и перспективы развития : научно-методическое пособие / Л.С. Кожуховская [и др.]. – Минск : РИВШ, 2021. – 160 с.
  12. Повный, Ф. П., Николаенко, Г. И., Шимбалева, Е. Ю. и др. Духовность и патриотизм: Факультативные занятия «Основа духовно-нравственной культуры и патриотизма»: 5(6) класс: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения: в 2-х частях. - Ч. 1. – Минск: «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки», 2021. – 146 с.
  13. Повный, Ф. П., Николаенко, Г. И., Шимбалева, Е. Ю. и др. Духовность и патриотизм: Факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»: 5(6) класс: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения: в 2-х частях. – Ч. 2. — Минск: Изд-во «Беларусь», 2022
  14. Сапелкин, Е. П. Ценности гуманизма / Е. П. Сапелкин. – Минск : Победа, 2021. – 495 с.
поделиться в: