РУС БЕЛ ENG

Конференция «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов»

21.10.2023

Конференция «Возрастные психофизиологические особенности

учащихся 4-х классов»

Цель: познакомить родителей с особенностями возраста ребенка.

Задачи:

- показать родителям необходимость индивидуального подхода

обучении и воспитании детей;

- рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего

школьника;

- дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения

взрослого с ребенком.

Ход конференции

  1. Организационная часть

При входе в класс каждый родитель берет на столе в соответствии

со своим желанием индивидуальный жетон, квадратик красного, зеленого,

желтого или синего цвета, и занимает согласно избранному цвету место

в одной из четырех родительских микрогрупп.

- Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с Вами собрались,

чтобы узнать какие же психофизиологические особенности есть

у учащихся 4-х классов. Наше занятие пройдет в виде конференции. Что же

такое конференция?

Конференция (лат. собрание в одно место) - собрание, совещание

представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также

отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.

Вы уже разделились на микрогруппы по цвету. Каждая группа

готовит выступление по своему вопросу и затем выступает. На подготовку

у вас есть 15 минут.

1 микрогруппа

Возраст 10–11 лет – это младший подростковый возраст. В этот

период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к

зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями.

Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.

У них появляется «Чувство взрослости», не подкрепленное реальной

ответственностью, оно проявляется в потребности равноправия, уважения

и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения

со стороны взрослых. И если пренебрегать этими требованиями,

не удовлетворять этим потребностям, у ребенка обостряются негативные

черты подросткового кризиса.

Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой

работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на

выполнение домашнего задания)

А также происходит нарушения со стороны нервной системы:

  • Повышенная возбудимость,
  • Вспыльчивость,
  • Раздражительность,
  • Склонность к аффектам

Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.

Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их

настроение часто меняется.

Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к

снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны и

они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на

взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы

взаимодействия.

Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в

доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о

проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему

плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться.

Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток

обязательно станет делиться своими проблемами.

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на

самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже

если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать

ему об этом.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас

ваши дети.

НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были

связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей

позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку

и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте

внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами,

если он в этом нуждается.

2 микрогруппа

В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований

младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом

дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство

фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет

продолжено развитие в подростковом возрасте. Однако следует иметь

в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие

особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной

ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить

о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже

сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь

ребенку необходимо помочь. Прежде всего, нужно отметить формирование

произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Следующее важнейшее новообразование — познавательная

рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок

постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные

качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности

в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать

противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между

способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно

понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.

Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом

необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я

так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости,

а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется

возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно

помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости,

компетентности», то есть осознание собственной возможности делать

порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование

чувства глубокой неполноценности.

3 микрогруппа

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении

со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти

дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса

дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить

достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать

своего педагога с другими педагогами и родителями.

Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто

превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество

и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность

интересоваться другими людьми и принимать в них участие.

Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут

рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола

может привлекаться различными способами: подарками, ссорами,

поддразниванием, толчками.

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети

усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому

собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные

социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам

поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется

опасность перерождения нормальных страхов в невротические.

Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что

может выражаться в повышении эмоционального реагирования

на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной

ненужности.

4 микрогруппа

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап

школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной

школы. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых

обращать первостепенное внимание на сформированность

у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается

индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее

выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных

заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода

из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то

быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает

подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние

задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни

лучше усваивают материал с опорой на графические изображения

(рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны

с индивидуально-типологическими особенностями детей, их

работоспособностью, спецификой познавательного развития,

преобладающим типом восприятия и переработки информации,

неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только

в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании

школьниками различных учебных умений и навыков. Владение

продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник

приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать

предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их

самостоятельно.

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них

можно выделить следующие умения:

– слушать учителя;

– выделять главную мысль сообщения;

– связно пересказывать содержание текста;

– отвечать на вопросы к тексту;

– ставить вопросы к тексту;

– делать содержательные выводы на основе полученной информации;

– письменно выражать свою мысль;

– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться

справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

– адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности:

умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять

главное, отличать существенное от несущественного, делать логические

заключения и выводы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем

учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти

умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает

количество новой информации, более сложным станет и ее содержание.

В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который

еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным.

Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать

причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления

учащихся.

Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют

некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать,

например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом

параграфа по окружающему миру. Читает ли он весь текст несколько раз

подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не

пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на

содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними?

Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять

главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и

пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном

материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной

книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

К четвертому классу у большинства школьников намечается

дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к

учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с

индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то

нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические

способности и т.д.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не

обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к

чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими

учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится

ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему

усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие

склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и

необходимо поддерживать.

ВЫВОД: Особенности детей 10-11 лет.

  1. Происходит ускорение роста. интенсивно происходит рост скелета

и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость.

  1. Происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы

не способны к длительному напряжению. Следите за тем, чтобы ребёнок

не уставал при длительной физической нагрузке, давайте ему отдохнуть.

  1. Диспропорция сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт

быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные

нарушения, например, потемнение в глазах, головные боли.

  1. Нарушения со стороны нервной системы:
  • Повышенная возбудимость,
  • Вспыльчивость,
  • Раздражительность,
  • Склонность к аффектам (Аффект - кратковременное, бурно протекающее

состояние сильного эмоционального возбуждения, связано с неудовлетворением жизненно-важных потребностей).