РУС БЕЛ ENG

Консультация (обмен рецептами) «Как помочь ребёнку полюбить чтение»

23.09.2023

Консультация (обмен рецептами)

«Как помочь ребёнку полюбить чтение»

для родителей 4 класса

 

                                                          М.П. Протас, учитель начальных     классов

                                            ГУО «Бочейковская средняя школа

                           Бешенковичского района

                           имени М.А. Высогорца»

 

 

Цели: привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности; помочь в век компьютеров и телевидения развивать умственные способности и становиться богаче духовно; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

План:

  1. Выступление учителя
  2. Тест для родителей «Читательские умения ребёнка»
  3. Советы для родителей. (Памятка для родителей)
  4. Обмен рецептами. (Родители делятся своими рецептами приучения ребёнка к чтению)
  5. Сказка для родителей Леонардо да Винчи «Кремень и Огниво».

 

 

Ход консультации

                                                            Чтение — вот лучшее учение! Пушкин А. С.

 

           Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.  Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.         Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает  модели поведения. Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя. 

    Почему кое-кто из учащихся, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям. Потому, что он не умеет читать. Если ребёнок  не научился  схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении - умением читать.

         Нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции.

         Далеко не каждый ребёнок потянется к книге, чтобы почитать, открыть для себя новое. Это желание надо постоянно воспитывать. А отношение к чтению пора давно пересмотреть. И в этом основная помощь должна идти от родителей. Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. А в школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверены, что ребёнок научился читать. А именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное направление, уважать ум и любознательность детей. Ребёнка  интересует не описание природы, рассуждение, а конкретный случай, событие. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги, где есть традиции: чтение родителей и детей вслух, обсуждение прочитанного, совместные переживания. Дети видят, что книга - постоянный спутник их отца и матери.

    Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Чтение книги в детстве остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь взрослых людей. Книга должна стать тропинкой, которая ведёт к вершинам умственного, нравственного и эстетического развития. Поэтому чтением детей надо умело руководить. Каждому учителю помочь  ребёнку встретить свою книгу, когда мысли и слова героев книги отозвались бы эхом в сердце ребёнка и вызвали у него желание ещё и ещё перечитывать любимые страницы.

      В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы.   

Тест «Читательские умения ребёнка»

  1. Любит ли ваш ребёнок слушать сказки и рассказы?
  2. Способен ли их пересказывать?
  3. Возникает ли у ребёнка желание читать книги самостоятельно?
  4. Вашего ребёнка больше интересует содержание, чем картинки в книге?
  5. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
  6. Интересуют ли его книги познавательного характера?
  7. Пытается ли ваш ребёнок «писать» собственные книги?
  8. Внимателен ли ваш ребёнок (в течение 20 - 40 минут) во время вашего чтения ему?
  9. Он аккуратно хранит свои любимые книги?

10.Ваш   ребёнок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

11 .Он понимает смысл большинства сложных слов?

12.Чтение для него приносит удовольствие?

13.В  разговоре он оперирует развёрнутыми неодносложными предложениями?

14.Ваш   ребёнок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?

15.Ваш  ребёнок с радостью учится читать?

16.Ваш  ребёнок знает много стихов и песен?

 

Если больше «Да»

Ваш ребёнок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении - в данном возрасте у него наступает чувствительный период к обучению. Ребёнок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше «Нет»

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится - сейчас есть много интересных, а главное - комплексных методик для обучения ребёнка чтению. Сделайте всё правильно - сначала проконсультируйтесь со школьным психологом того учебного заведения, где учится ребёнок, поговорите с педагогами - они могут дать квалифицированную консультацию по вашей работе - что и как надо делать.

Памятка для родителей

  1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.
  2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
  3. Если ваш ребёнок устал, проведите физкультминутку.
  4. Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
  5. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребёнок узнал.
  6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Обмен рецептами

     Родители делятся своими рецептами приучения ребёнка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаются вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми пришли родители. В случае затруднения учитель может выступить со своим советом. (Варианты таких советов предлагаются после каждого вопроса.)

 

Вопросы для дискуссии

  1. Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги или одно с другим не связано?

(Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остаётся всё меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием всё время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на каток, то на улицу, то они ещё куда-нибудь.)

  1. Важно ли читать с детьми вслух?

(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них.

Потом, когда ребёнок вырастает, эти самые истории он будет находить в книге. Книга заменяет ему прослушивание истории...)

                      Сказка «Кремень и огниво». Леонардо да Винчи.

    Получив однажды сильный удар от Огнива, Кремень возмущённо спросил у обидчика:

- С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

- Не сердись попусту, сосед, - с улыбкой промолвило Огниво в ответ.

- Если ты наберёшься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

   При этих словах Кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары Огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

(Сказка для тех, кто поначалу робеет в учёбе или другом новом и трудном деле. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена непременно дадут добрые всходы.)