РУС БЕЛ ENG

Возрастные особенности четвероклассников   

12.04.2023

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка.

 Четвероклассники - это выпускники начальной школы.

 Учащиеся переходят на новую ступеньку своего развития.

 Несомненно, они выросли, повзрослели, но это лишь внешняя сторона изменений.

 Гораздо важнее те изменения, которые происходят во внутреннем состоянии ребёнка.

 Зная о них, можно избежать многих недоразумений и даже конфликтных ситуаций.  

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.

 Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.

 Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности).

 Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период.

Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких.

 Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.

 

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

 

ГУО «Бочейковская средняя школа им.М.А.Высогорца»дковский

Информация для родителей  

«Возрастные особенности четвероклассников                                     

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:

  1. слушать учителя;
  2. выделять главную мысль сообщения;
  3. связно пересказывать содержание текста;
  4. отвечать на вопросы к тексту;
  5. ставить вопросы к тексту;
  6. делать содержательные выводы на основе полученной информации;
  7. письменно выражать свою мысль;
  8. привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
  9. адекватно оценивать результаты собственной работы.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован.

В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание.

В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным.

Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.

А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается?

Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет.

 Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания.

 Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

 Важнейшим новообразованием является способность к осознанию причин учебных успехов и неудач.

 В этом возрасте впервые происходит осознание потребности в саморазвитии.

 Ребенок начинает осознавать свои права и обязанности.

 Самооценка становится устойчивой.

 Более зрелым становится общение.

 К значимым взрослым дети начинают относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки.

 Сверстники становятся для них более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых.

  Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах.

  Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. В этом возрасте могут развиться социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения), повыситься эмоциональное реагирование на трудности, появиться чувство одиночества.)