Родительский университет 6 класс
«Агрессия, её причины и последствия» (круглый стол)
Факторы, провоцирующие агрессивность у подростка:
Наследственно-характерологические факторы:
- наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
- психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
- наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.
Органические факторы:
- травмы головного мозга;
- особенности нервной системы.
Социально-бытовые:
- неблагоприятные условия воспитания;
- неадекватно-жестокий родительский контроль;
- враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
- конфликт между супругами.
Ситуационные:
- реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
- чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
- введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
- новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
- нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.
Причины проявления агрессивности:
- ребёнка бьют;
- над ребёнком издеваются;
- над ребёнком зло шутят;
- ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребёнку не доверяют;
- родители настраивают ребёнка друг против друга;
- родители не общаются со своим ребёнком;
- вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
- родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;
- родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
- ребёнок чувствует, что его не любят.
- социальный и психологический статус не соответствует возрасту.
- протест на унижение со стороны взрослых.
Рекомендации по предотвращению агрессии:
- научите ребёнка преобразовывать прямую агрессию в косвенную, выплёскивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, символическое её проявление (топнуть ногой, громко стукнуть книгой по столу и т.п.);
- снять агрессию помогут и специальные упражнения. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность действительно приносит им множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребёнка в момент импульса к агрессии концентрировать внимание на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжения неизбежно сменять релаксацией мышц. И если агрессия не уйдёт вовсе, то она станет управляемой;
- развивайте у ребёнка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.);
- обучение ребёнка проговаривать партнёру по общению свои чувства, предлагать сотрудничество. Это поможет преодолеть противоречия, предотвратить конфликты в будущем;
- если у подростка неуёмная энергия – найдите ей здоровый выход. Роликовые коньки, велосипед, футбольный, волейбольный, баскетбольный мячи и т.д. – это то, что нужно им как воздух;
- помните, что, если дети в момент ссоры топают ногами, выкрикивают угрозы и оскорбления, изо всех сил хлопают дверьми, всё это в порядке вещей и не выходит за рамки нормального поведения. В таких случаях просто разведите их в разные стороны. Пусть успокоятся, а потом поговорите с каждым в отдельности. Выслушайте их очень внимательно, пусть выговорятся, а может быть, и выплачутся. Тогда их гнев окончательно уляжется. При этом не надо ни утешать, ни критиковать, ни выступать в роли судьи. Попробуйте спокойно разобраться в истинных причинах агрессии. В разговоре с глазу на глаз объясните ребёнку, что не надо стыдиться своих чувств, даже гнева, в этом нет ничего предосудительного, но нужно стремиться решать вопросы мирным путём.