РУС БЕЛ ENG

Родительский университет 6 класс

«Агрессия, её причины и последствия» (круглый стол)

 

Факторы, провоцирующие агрессивность у подростка:

Наследственно-характерологические факторы:

  • наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
  • психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
  • наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.

 Органические факторы:

  •   травмы головного мозга;
  •   особенности нервной системы.

Социально-бытовые:

  •   неблагоприятные условия воспитания;
  •   неадекватно-жестокий родительский контроль;
  •   враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
  •   конфликт между супругами.

Ситуационные:

  • реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
  • чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  • введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
  • новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  • нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.  

 

Причины проявления агрессивности:

  •         ребёнка бьют;
  •         над ребёнком издеваются;
  •         над ребёнком зло шутят;
  •         ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  •         родители заведомо лгут;
  •         родители пьют и устраивают дебоши;
  •         родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
  •         родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
  •         родители не умеют любить одинаково своих детей;
  •         родители ребёнку не доверяют;
  •         родители настраивают ребёнка друг против друга;
  •         родители не общаются со своим ребёнком;
  •         вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
  •         родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;
  •         родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
  •         ребёнок чувствует, что его не любят.
  •         социальный  и психологический статус не соответствует возрасту.
  •         протест на унижение со стороны взрослых.

Рекомендации по предотвращению агрессии: 

  • научите ребёнка преобразовывать прямую агрессию в косвенную, выплёскивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, символическое её проявление (топнуть ногой, громко стукнуть книгой по столу и т.п.);
  • снять агрессию помогут и специальные упражнения. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность действительно приносит им множество  проблем и они осознают это. Например, можно научить ребёнка в момент импульса к агрессии концентрировать внимание на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжения неизбежно сменять релаксацией мышц. И если агрессия не уйдёт вовсе, то она станет управляемой;
  • развивайте у ребёнка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.);
  • обучение ребёнка проговаривать партнёру по общению свои чувства, предлагать сотрудничество. Это поможет преодолеть противоречия, предотвратить конфликты в будущем;
  • если у подростка неуёмная энергия – найдите ей здоровый выход. Роликовые коньки, велосипед, футбольный, волейбольный, баскетбольный мячи и т.д. – это то, что нужно им как воздух;
  • помните, что, если дети в момент ссоры топают ногами, выкрикивают угрозы и оскорбления, изо всех сил хлопают дверьми, всё это в порядке вещей и не выходит за рамки нормального поведения. В таких случаях просто разведите их в разные стороны. Пусть успокоятся, а потом поговорите с каждым в отдельности. Выслушайте их очень внимательно, пусть выговорятся, а может быть, и выплачутся. Тогда их гнев окончательно уляжется. При этом не надо ни утешать, ни критиковать, ни выступать в роли судьи. Попробуйте спокойно разобраться в истинных причинах агрессии. В разговоре с глазу на глаз объясните ребёнку, что не надо стыдиться своих чувств, даже гнева, в этом нет ничего предосудительного, но нужно стремиться решать вопросы мирным путём.